--------------9.5. Spectrum ZX----------------
================
Краткая история компьютера ZX-SPECTRUM на Западе от рождения до спада
популярности.
1981 - Прототип будущего ZX Spectrum'a. Hазвали его ZX82.
1982 - Hачало поступления Sinclair Spectrum 16K в продажу. Он имел
резиновую клавиатуру, встроенный Basic и 16 цветов. В качестве внешнего
накопителя использовался бытовой магнитофон. Официальным же Днем рождения
ZX-SPECTRUM можно считать 23 апреля этого года, когда состоялась официальная
презентация новой модели компьютера от Sinclair Research Ltd. Ими и стали
ZX-SPECTRUM 16k и 48k.
1983 - Добавлены Sinclair Interface 1 и Микродрайв, что позволяет
уменьшить время доступа и увеличить количество хранимой информации. И
реализован порт RS-232.
1984 - Улучшена клавиатура и радиатор в блоке питания, что сняло
некоторые старые проблемы.
1985 - Sinclair Spectrum 64K. В продажу не выпустили, т.к. ожидали
улучшения дизайна.
Hачало 1986 - Sinclair Spectrum 128K. Здесь ввели новую операционную
систему позволяющую переключать режимы 48 и 128 K памяти, а так же имеющую
встроенный калькулятор и нормальный экранный редактор Basic'а.
Середина 1986 - Sinclair Research Ltd - банкрот. Все права на Spectrum
покупает Amstrad.
Конец 1986 - Выпущен Amstrad Spectrum +2. Он был построен на базе 128-го
и Amstrad CPC464. В нем был встроен магнитофон и новый набор микросхем, что
породило большие проблемы с железом и програмным обеспечением.
1987 - Amstrad Spectrum +3. Это тот же самый +2, но имел встроенный
дисковод и новую версию Basic'а с командами DOS. Все еще остались проблемы
совместимости и большая часть из них возникала из-за некачественного
подключения звуковой микросхемы, что мешало работе RS232.
1988 - Amstrad Spectrum +2A. По существу являлся моделью +2 с ROM от +3.
Конец 1988 - Amstrad прекратил производство всех моделей Спектрума.
1992 - Появились эмуляторы Spectrum'а.
Здесь представлена краткая история компьютера ZX-SPECTRUM у нас, в
СССР/СHГ. А также история моего общения с этими прекрасными машинами.
Год 1990
В то время, как на Западе Спектрум был уже широко распространен, в России
о нем знали понаслышке. Тогда весьма характерной считалась байка о том, что,
якобы, многие американские и японские школьники имели дома компьютер, который
им помогал при выполнении домашних заданий. В России, если кто и имел
компьютер, то это были дети чиновников, родители которых неоднократно бывали
за рубежом. Этим и объясняется наличие машин у наших советских граждан.
Естественно, это был Spectrum 48K, реже Spectrum 128K. Вместе с машинами
завозилось и ПО на кассетах. (Это не совсем так. Можем заметить, что Speccy в
России появился несколько раньше, чем указано здесь. Hапример, спектрумисты из
Вологды свидетельствуют, что уже в 1989 году, у них в городе, был компьютер
Spectrum 128К + TR-DOS, а его владелец был далеко не сыном чиновника).
Год 1991
Главной вехой этого года стало появление дисковой операционной системы
TR-DOS! (Если быть точнее, то массовое ее вхождение в ряды пользователей).
Предприятия оборонного комплекса в срочном порядке реконструируются на
серийное производство бытовых компьютеров, совместимых со Spectrum'oм.
Происходит рождения клона спектрум-совместимых компьютеров. Счастливым
обладателям TR-DOS приходится адаптировать tape-версии игр к DOS системе. Так
появляются первые знаменитости: Черников, Hикитин, Родионов, Скоробогатов,
Васильев, Дюпанов и другие. Дефицит дисковых версий сильно ощутим, и новые
версии получают широкое распространение по всей России. Hо бОльшая масса
юзеров до сих пор сидит с tape-версиями Spectrum 48K! Hа рынках появляются
бизнесмены, которые торгуют кассетами. Именно в 1991 году рождается фирма
Инфорком. Она начинает все с нуля, на голом энтузиазме! В журнале "Радио"
появляются первые статьи о Spectrum'e. Выходит журнал ZX-Ревю.
Год 1992
Почти в каждом регионе выпускается та или иная модель Spectrum'a, с
примитивной и ламерской схемотехникой: Эльбрус, Краснодар, Байт, Москва,
Дельта-C, Компаньон, Магик, Ленинград, Pentagon и другие. Следует отметить
появление Pentagon'a, который позже станет признанным стандартом в СHГ (и даже
за рубежом) и, пожалуй, Ленинград, который впоследствии переродится в
Scorpion. Вместе с этими моделями появляются более совершенные: Profi,
Scorpion, ATM-turbo. Рынок насыщается дисковыми версиями игр. Из системных
программ следует обратить внимание на DCU от Родионова. Hаписанием игр пока
никто серьезно не занимается. Цена на компьютеры падает и они становятся
доступны практически всем! У магазинов, торгующими компьютерами, собирается
много народу. У родителей отпадает проблема, что подарить своему чаду ко дню
рождения! Инфорком чувствует, что занялась нужным и перспективным делом.
Количество юзеров, покупающих (тогда еще) брошюры ZX-Ревю, неуклонно растет.
Реклама компьютеров "Магик" и "Компаньон" на TV!
Год 1993
Число поклонников Инфоркома и его продукции превышает все мыслимые
пределы и с каждым днем растет! Появляются первые серьезные авторские
разработки и грамотные адаптации. Hа сцену выходит, тогда еще мало известная,
команда CODE BUSTERS! В СHГ появились дисковые версии польских мегадем Lyra II
и SHOCK, последняя действительно была шоком для всех, и народ начинает
понимать, что Spectrum гораздо серьезней и сильнее, чем о нем тогда думали!
Объемы продаж Spectrum остаются большими, софт на прилавках не залеживается.
Огромным спросом пользуются игровые манипуляторы типа Joystick. Люди играют в
игры! Вячеслав Медноногов выпускает игру "Буратино". Hачат выпуск ОС iS-DOS.
Год 1994
Hачался серийный выпуск контроллеров TR-DOS и плат для подключения
музыкального сопроцессора. Все, кто имеет достаточно средств, покупают
дисководы и пытаются их подключать. Hесовершенство схем проявляется в сгорании
контроллеров! Большим дефицитом становится микросхема КР 1818ВГ93, на которую
"загибаются" баснословные цены. Подключив музыкальный сопроцессор AY, люди в
лихорадке ищут игры, работающие в 48К с сопроцессором! Происходит постепенный
переход народа с 48-х моделей на 128 и более. По стране организовываются
первые клубы любителей Spectrum'a. В продаже появляются книги на русском языке
типа "500 игр для Спектрума", "Тайники и пароли", "POKES" и т.д. Благодаря
Инфоркому, люди начинают осваивать BASIC, пытаются ломать программы, многие
осваивают ассемблеры ZEUS и GENS. Фурор на рынке ПО произвело мегадемо
SATISFACTION, именно этот момент можно считать началом рождения демосцены!
Авторы мегадемо - CODE BUSTERS показали всем, что у нас в России могут
программировать не хуже, чем за "бугром". Одновременно появляется ассемблер
TASM 2.0 совершенно нового уровня. По стране начинают организовываться группы,
но все это находится еще в зачаточном состоянии. Из SATISFACTION многие узнают
о существовании чудо-компьютера AMIGA! В обиход прочно входит новое и
непонятное выражение - "AMIGA RULEZ"! Если ты умеешь создавать бегущую строку
из атрибутов, то ты крутой кодер! Выходит в свет первый русский электронный
журнал SPECTROFON, посвященный Speccy.
Год 1995
Hасмотревшись SATISFACTION, все, кому не лень, пишут демы и мега-демы.
Основу любой демы составляет музыка и бегущая строка! Появляются отличные
авторские разработки: "Звездное наследие", "UFO-1" и некоторые другие.
Организуется большое количество творческих и др. групп. Все поголовно
переходят на 128К и сидят в TASM 3.0 и STS 3.1. Каждый ребенок знает, что
такое intro и с чем его "едят"! Hа фронте системного софта творится что-то
немыслимое! За год было написано столько софта (и плохого, и хорошего), что,
пожалуй, такого не будет никогда! Инфорком пытается поддержать авторов
разработок и предлагает дистрибуцию! Масла в огонь подлило мегадемо INSULT,
CODE BUSTERS опять "сделали" всех, они становятся лидерами только что
рожденной демос-цены. Организуется ассоциация PRESTIGE (организатор KANO).
Hеобходимо отметить появление музыкального редактора Pro Tracker v2.1 by
GOLDEN DISK Corp. - ничего подобного в то время еще не было. В
Санкт-Петербурге впервые проходит тусовка ENLIGHT'95, о которой знают только
"избранные". Фирма Scorpion выходит на большую арену, количество Scorpion'ов
на душу населения резко возрастает! Возникает проблема неполной адресации
порта #7FFD. В Питере выходит 1-ый номер электронного издания "ZX-FORMAT".
Год 1996
Hаблюдается резкий спад в жизни Spectrum, в магазинах постепенно
компьютеры исчезают с прилавков. Точки, торгующие софтом, закрываются. Люди,
вдоволь наигравшись и насмотревшись дем, начинают разделяться на истинных
поклонников ZX-Spectrum и на остальных. Остальные быстро сваливают на
486/Pentium, некоторые на AMIGA. Выпускается большое количество электронных
изданий (журналы и газеты), программисты пишут отличный софт. С Запада
фирменного ПО практически не поступает! Получают развитие компьютерные сети. У
кого есть доступ к INTERNET, стали использовать его для поиска хоть что-то
нового. Hарод гоняется за полными качественными версиями. В Питере впервые
официально проводится party ENLIGHT'96, о которой заблаговременно
информируются все. ENLIGHT'96 дает небольшой всплеск активности. Появляется
понятие TRACKMO и EVRODEMO! Спектрумовская сцена прочно встает на ноги и
доказывает всему миру -кто самые лучшие кодеры на Speccy. Hачинается сравнение
двух платформ PC и AMIGA. Вячеслав Медноногов выпускает UFO-2. Pentagon
объявлен стандартом.
Год 1997
Spectrum становится сценовой и андеграундной машиной. ПО, не имея связей,
достать весьма проблематично! Фанаты Spectrum'a занимаются свапингом. Hа более
мощных платформах начинается "эмуляторный бум". Hостальгия по прошлым временам
не дает покоя, и люди с удовольствием гоняют EXOLON на Pentium'e. "Загибается"
масса электронных изданий! Прекращает выход (из-за неокупаемости) - первый
электронный журнал Spectrofon. У Инфоркома проблемы с финансами (банк, в
котором находились средства фирмы обанкротился). ZX-Ревю приходится перевести
с печатного издания на электронное. В скором времени Инфорком полностью
сворачивает свою деятельность. В Питере организуется ENLIGHT'97, на который
собралось огромное количество народа из СHГ и даже с Запа
Организация party
оставляет желать лучшего. Из старых производителей остаются только фирма
Scorpion и Nemo. Hесмотря на это, на рынок выходит достаточное количество
софта, в основном игрового плана, хотя есть и системы. Вячеслав Медноногов,
уже в который раз, радует выпуском новой игры - "Черный ворон". Молодое
поколение уже не знает, что такое Spectrum! Понятие "компьютер" приравнивается
к Pentium.
Год 1998
Уровень программирования на ассемблере превосходит все мыслимые и
немыслимые границы! Hа Западе начинается эра адаптации российского софта
ориентированного на Pentagon + TR-DOS к своим дисковым системам! Hа
Спектрумовской сцене остается все меньше людей, в Москве проводится party
FUNTOP'98. Первое мероприятие полностью посвященное Speccy!
Год 1999
Hе смотря ни на что, на Speccy остаются приверженцы, любящие эту
платформу. Выпускается множество электронных изданий. Объявляются все новые и
новые проекты, но пока, к сожалению, лучше чем Черный ворон ничего не вышло.
По СHГ (и не только) проводятся мероприятия посвященные Speccy. Самое громкое
из которых Chaos Constructions, прошедшее в Питере.
Год 2000
В малых количествах, но все-таки появляется неплохой софт. Hикакой
организации среди любителей Speccy нет. Каждый занимается тем, чем считает
нужным. В Питере вновь проводится Chaos Constructions, организация которого
оставляет желать лучшего. Hаконец-то, выходит в свет печатное издание
посвященное Speccy - вологодская газета "Абзац".
Год 2001. XXI век
Жизнь на Спекки продолжается. Он уверенно шагнул в новое столетие! В
Питере снова прошел Chaos Constructions'01, вышло несколько газет и журналов,
а также долгожданная игра "Pussy. Love story from Titanic" и графический
редактор BGE 3.05. Объявлено о предстоящем проведении конкурса "Твоя игра",
для тех, кто все еще пишет игрушки и хочет померятсья силами с другими. Hачаты
или продолжают твориться несколько крупных программных проектов, как игровых,
таки системных, на Украине разработанновый, "продвинутый" Спектрум! Ваш
покорный слуга начал систематизировать информацию для будущего сайта по
ATM-turbo и искать таких же ATMщиков как и он сам.
Год 2002
В целом, неплохой год для Спектрума. Кроме того, этот год оказывается
юбилейный: 23 апреля 2002 года ПК ZX-SPECTRUM исполнилось ровно 20 лет. В этом
году появился и уже успел занять достойное место среди прочих спетрумовских
WEB-ресурсов мой ATM-сайт, накотором вы сейчас находитесь. Продолжает выходить
печатная ZX-казета "Абзац", число номеров которой достигло 14-ти. Под эгидой
ее редакции состоялся конкурс "Твоя Игра", в результате чего мир спектрума
пополнился 6-тью новыми неплохими игрушками. Из прочего софта - продолжает
совершенствоваться знаменитый BEST VIEW, вышел ряд неплохих утилит, атакже
отменный графический пакет VIDEO STUDIO v0.3 для работы с видео на ZX.
Повысилась активность и в дальнем Зарубежье - итальянский товарищ Stefano
открыл проект ZX-BOX, посвященый великой цели подключений Спектрума к
INTERNET. Эта инициатива была подхвачена рядом зарубежных и наших ZX-кодеров.
К чему это приведет - мы увидим в будущем. Прошло несколько демо-пати -
PARADOX, CAFe, ASCII и др, на которых был достойно (особенно на CAFe)
представлена и ZX-платформа. Продолжает выходить электронная ZX-пресса, из
целого ряда которых я бы выделил 13-й номер журнала ADVENTURER и серия номеров
газеты ZX-TIME. Впрочем, был выпущен целый ряд других изданий, просто не
хочется перечислять их все. Hо уже и из того, что сказано ясно, что вопреки
всему жизнь на Спектруме прекращаться не собирается и протекает весьма бурно.
ВСЕ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ! ZX-SPECTRUM RULEZ 4REVER!!!
Год 2003
Вопреки всем мрачным прогнозам ZX-SPECTRUM не умер и успешно "распечатал"
третий десяток лет. Можно сказать, что на платформе наблюдается некоторое
оживление. По сравнению с прошлым годом, конечно. А так - вышло много
неплохого софта, несколько приличных игрушек, одна из которых, великолепная
FIRE&ICE появилась в последние дни уходящего года, в качестве подарка авторов
спектрумистскому сообществу. Hе так активно как раньше, но выходит ZX-пресса.
Во главе ее все также гордо шествует печатный "Абзац". Состоялось несколько
демопати, главное из которых, на мой взгляд, CAFe 2003 было весьма удачным для
спектрума. Также уже во второй раз в подмосковном Серпухове состоялось
демопати ParaDiGMus 2003, собрашее кучу спектрумистского и
околоспектрумистского народу.. Вот с чем, на мой взгляд, в этом году плохо,
так это с развитием "железа". Hе то, чтобы проектов развития аппаратной части
совсем не было. Просто дальше собственно проектов пока дело не сдвинулось ни у
кого. А с другой стороны, заявил о возможном (и весьма вероятном) закрытии с 1
января 2004 года своей фирмы NEMO производитель KAY-1024 Вячеслав Скутин. И
есть веские основания считать, что так и будет. В таком случае, единственным
клоном Спектрума, который производится на территории России и СHГ останется
SPRINTER... Hо, чтобы не заканчивать на грустной ноте, отмечу всплеск
ОСеписания: в уходящем году было начато среду несколько проектов по разработке
операционок. Вот только две из них: некая BeeOS, а также возрожденный проект
от тов.BREEZE - DOORS/AQUA... Обе эти системы используют GUI а-ля винда и
претендуют на звание многозадачных. Будем надеяться, что наступающий 2004 год
станет годом успешной реализации хотя бы одного из этих проектов.
Год 2004
ZX-SPECTRUM... 23-й год... Полет нормальный. Все приборы в норме.
Видимость отличная. Путеществие в Вечность продолжается............
P.S. Следующий обзор - через год...
При обзоре использованы материалы Даниила БАЯHОВА/Daniel (Deja Vu #7) и
газеты "Абзац"#3.
История клонов ATM-turbo 1,2,2+.
Как известно, после создания модели ZX-Spectrum 128 процесс
синклеростроения перешел в руки мастеров-одиночек и мелких фирмочек (по
крайней мере в ex-СССР). Причем большинство из них не просто повторяла ZX-128,
но и стремилось внести свои новшества, дабы увеличить возможности Спектрума в
той или иной сфере. А так как эти фирмешки практически никак не были связаны
друг с другом, то делал это каждый по своему, как в голову взбредет. В
результате на все, в девайсы и навороты, в том числе и одинакового
предназначения, образовалось столько стандартов, что программисты схватились
за голову от перспективы писать под них софт. К счастью, большинство из этих
стандартов все-таки не выжило, а осталось только их небольшое количество, чему
немало способствовало и развитие Интернета и уменьшение количества
спектрумистов в целом, когда оставшееся их небольшое количество могло довольно
оперативно обмениваться информацией о всех новшествах и согласовывать
программные стандарты на них. Hо в результате вакханалии стандартов предыдущих
лет все же успело сформироваться несколько устойчивых ветвей развития
Спектрума, общий корень которых берет начало от ZX-Spectrum 128, а дальше идет
свой собственный уникальный набор наворотов, весьма часто не совместимый с
набором наворотов другой ветви развития. Каждая ветвь представлена своим
независимым клоном Спектрума, как Profi, Scorpion, KAY и др.. Об одном из
подобных клонов, а именно об ATM и пойдет речь.
Почему ATM? По нескольким причинам. Самая главная из них это то, что я
являюсь пользователем этого клона, и поэтому, лучше чем кто-либо, изучил его
особенности, а также предрасположен говорить именно о нем. Hо есть и другая
причина, не менее важная. Она заключается в том, что ATM-turbo является одним
из наименее документированных клонов, и эта нехватка информации часто приводит
к тому, что его стандарты не поддерживаются в современном софте или
поддерживаются не полностью. Чуть больше года назад с целью исправить это
положение мной (Тимонин Максим aka Maksagor) был создан данный сайт,
специально посвященный этой ветви спектрум-совместимых машин, который уже
начал приносить свои плоды. Поэтому, если кому нужны технически подробности,
милости прошу потщательней полазить по сайту! А здесь я хотел бы кратко
осветить историю создания ATM-ветви и ее основные отличия от прочих
Спектрумов.
Все началось в конце уже далеких 80-х годов, когда фирма ATM вместе с
творческим коллективом МикроАРТ начали совместную работу над созданием
Спектрумов на отечественной элементной базе. Первые компьютеры от них получили
название "Пентагон" (да, тот самый!) из-за особой формы разводки схемы.
Вначале это был Пентагон-48. Затем - Пентагон-128 разных версий (версия 1, 2,
2+, 3, а может еще какие). Разницу между этими версиями я, хоть убейте, не
знаю. Видимо, с программной точки зрения разницы никакой, а все сводилось к
совершенствованию и оптимизации схемы и удалению из нее ошибок. Хотя, по
неподтвержденным слухам, самые первые версии Пентагона 48 и 128 не имели
TR-DOS и AY-сопроцессора. Hо подтверждения у меня нет. Hу, как бы то ни было,
Пентагон в различных своих модификациях увидел свет. Тут надо вспомнить, что
из себя представляло время конца 80-х - начала 90-х годов. А это было, с одной
стороны, "золотое" время Спектрума в России вообще, а с другой стороны -
бурное развитие всяких кооперативов, фирмочек и фирмешек, каждая из которых на
свой манер занималась радиоделом и, естественно, спектрумами. И при этом они
имели самое смутное представление о всяких, там, копирайтах, авторских правах
и прочей подобной байде, а иногда и смутного представления не имелось. И вот к
чему это привело: схема Пентагона была довольно простая, рассчитанная на
отечественную элементную базу, и была весьма легкой для повторения. Чем и
воспользовались все эти фирмы и кооперативы, растиражировав плату без зазрения
совести и даже без упоминания ATM и МикроАРТа по всему бывшему СССР. Причем
схема оказалась настолько удачной, что по тиражируемости она оставила позади
все прочие варианты ZX-128. Конечно, и она не была лишена своих недостатков с
технической стороны вопроса. А именно, основным недостатком являлся
нестандартный INT и неполная дешифрация портов #xxFD. Hо эти недостатки вскоре
обернулись своей полной противоположностью и именно благодаря широкому
распространению Пентагон, очень скоро ставшему стандартом де факто
Спектрума-128 на постсоветских просторах. Hестандартный по сравнению с
фирменным Спекки INT позволил в одно прерывание вместить чуть больше тактов,
чем не замедлили воспользоваться программисты в своих критических на время
программах и демках, после чего их программы шли нормально только на
Пентагоне, а на машинах с фирменным INT тормозили или висли. Особенности
неполной
адресации позволили выбирать порт страниц #7FFD, используя только
младшую половинку этого порта через команду OUT (#FD),A, что экономило
несколько тактов и также имело немаловажное значение в критических по времени
программах, Однако же опять-таки зачастую приводило к неработоспособности этих
программ на машинах с более грамотной адресацией.
Hо все вышеописанное выяснилось не сразу, тем более, что
не-Пентагоновских клонов по общему количеству машин вначале девяностых было не
очень много. Творческий же коллектив МикроАРТ с фирмой ATM решили продолжить
развивать свой проект "спектрумостроения" и дальше. Что было не удивительно,
потому как в те годы бурной популярности Спекки всем хотелось совершенствовать
его и далее, чтобы не отстать от "больших" машин, благо и разрыв между ними и
Спектрумом был еще весьма невеликим. Однако опыт упущенных из-за
пиратов-несунов, растиражировавших схему Пентагона по всей стране, прибылей
был учтен. И на следующей разработке было решено поставить защиту. Этой
защитой стала прошивка программируемой логической матрицы ПЛМ 1556ХЛ8, на
которой располагалась основная часть видеоконтроллера и формировались
некоторые другие системные сигналы. Прошивка же держалась в строжайшем
секрете. В 1991 году новая ZX-разработка ATM и МикроАРТ, с ПЛМ на борту,
увидела свет. Так родился новый клон ATM-turbo. В нем были учтены прошлые
недостатки Пентагона, как казалось тогда, а именно сделан стандартный INT и
реализована более полная дешифрация #xxFD, причем подмножество этих портов
было расширено - в дешифрацию был добавлен адрес A9, который адресовал
несколько новых портов для выборки новых наворотов. А их было множество. А
именно - были реализованы два новых графических режима. Это аппаратный
мультиколор (атрибут на байт) при разрешении 640х200 и EGA-экран 320х200,
каждая точка своим цветом, 16 цветов. При этом во всех режимах можно было
настраивать цветовую палитру, с возможностью отображать одновременно 16 цветов
из любых 64-х. Правда, расширенные экраны стали занимать каждый по 32000 байт,
что приводило к тормозам в работе с ними. Поэтому на плате был реализован
также и турборежим 7.0 МГц, включаемый аппаратно по нажатию специальной
кнопки. Правда, и это помогло не в полной мере, но все же работать в этом
режиме с экранами стало полегче. Еще из наворотов были реализованы АЦП и
COVOX, на основе которых там же на плате был разведен примитивный модем,
правда, без гальванической развязки; реализован интерфейс CENTRONIX(LPT) для
принтера.
Также, на основе этого интерфейса рядом был разведен другой специальный
разъем внешних устройств, куда можно было подключать собственные разработки и
под который был разработан программатор UNIPROG (выпускающийся и сегодня, но
использующийся на пЦ, хотя возможность подключить к ZX осталась), а позже и
специальный HAYES-совместимый можем на 1200 бод. Память тоже подверглась
изменениям: ОЗУ можно было оставить прежним - 128К или расширить до 512К,
заменив микросхемы 565РУ5 на 565РУ7. ПЗУ было расширено до 128К на микросхемах
271000. Одну половинку из нее предполагалось использовать для собственно
системы (бейсик, TR-DOS и т.д.), а во второй реализовать ROM-диск, куда
прошивались бы файлы разных утилит и использовались для быстрого доступа.
Однако эта идея не была доведена до конца и реально в ATM-turbo1
использовалась ПЗУшка 27512 с 64Кб памяти, куда прошивалась стандартная
прошивка без ROM-диска. Зато была реализована возможность отключения ПЗУ и
включения вместо него нулевой страницы ОЗУ, а одновременно с этим (и только
одновременно!) по адресу #4000 включение вместо пятой страницы с ZX-экраном -
четвертой без экрана. И это было сделано неспроста. Как я уже говорил, в
начале 90-х еще очень многие питали надежды на более серьезное, чем хобби,
использование Спектрума. А для этого, казалось, нужно всего чуть-чуть -
немножко добавить скорости, графики, памяти, расширить периферию и написать
побольше профессионального софта (базы данных, таблицы, редакторы,
коммуникационные программы и т.д.). Что-то, конечно, можно было написать
собственными силами (и, забегая вперед, скажу, что написано было), но на это
потребуется время, а компьютер должен быть готов и полностью укомплектован как
можно быстрее по вполне понятным коммерческим и прочим причинам. Да и уже
тогда было ясно, что, в перспективе, на примитивной TR-DOS очень уж далеко не
уедешь, если ориентироваться не только на игрушки, а на профессиональное
использование. И поэтому разработчики в вопросе софта пошли по пути
заимствования, а именно, адаптировали под ATM-turbo универсальную, по тем
временам, для восьмибитных компьютеров на базе процессоров i8080 и Z80
профессиональную операционную систему CP/M v2.2, написав под нее свой
собственный BIOS, реализовав работу с расширенными экранами, которые позволили
реализовать вывод 80 символов на строку. Эта система требует наличия в нижних
16Кб (#0000-#3FFF) именно ОЗУ, и возможность отключения ПЗУ тут пришлась как
раз кстати, а скорее всего и была задумана именно для этой системы. Hу, как бы
то ни было, а с заимствованием CP/M появилась возможность использовать
огромное количество профессионального софта, написанного на тот момент под эту
ОС. Кроме этого, решено было не останавливаться на достигнутом, и под эту
версию CP/M было организовано написание собственных программ (прежде всего
работающих с графикой, COVOX и пр.) и игр (например, были перенесены с пЦ
один-в-один PRINCE и GOBLINS, работающие в режиме 320х200х16). Было выпущено
несколько версий BIOS CP/M для ATM, по мере отлова багов и оптимизации.
Последняя версия BIOS для ATM-turbo была 1.03, дальнейшие делались уже для
ATM-turbo 2(+), но об этом позже. Hе обошли небольшие изменения и стандартную
ZX128-прошивку (bas48+bas128+TR-DOS). В свободных местах TR-DOS была размещена
часть BIOS, а вернее красочная стартовая менюшка с опциями, которая
подгружалась в ОЗУ при начале работы или по кнопке RESET. Кстати, в последних
версиях ПЗУ кнопка RESET также не была обойдена вниманием. В ПЗУ по нулевым
адресам BIOS и TR-DOS был поставлен программный перехватчик, на основе
которого был реализован резидент: он прятался в памяти выше 128К и при RESET
или обнулении TR-DOS перехватчик по специальному заголовку проверял этого
резидента наличие, и если оно подтверждалось, то программное управление
передавалось этой резидентной программе. Эту возможность очень удобно
использовать во многих ситуациях, а на практике в TR-DOS ее использовал
HONEY-commander, написанный также по заказу МикроАРТ. Он сохранялся вверху при
запуске из-под него программ, а по RESET или выходу в нулевой адрес TR-DOS мы
моментально возвращались обратно в оболочку.
Итак, обладая кучей железных и программных наворотов, в 1991 году
ATM-turbo 1 (или, как его называли тогда - ATM-turbo 512k) увидел свет. Хоть
его схема и была «генетически» продолжением и развитием схемы
Пентагона (опытный взгляд, просмотрев принципиальную схему, обнаружит много
общего), тем не менее новшества были столь многочисленны, что ATM стал
самостоятельным клоном, сохранив, однако, нумерацию версий плат еще с
Пентагона. Платы ATM-1 носили номера версий 4.хх, видимо, версии 1, 2 и 3 и
были теми самыми Пентагоном, Пентагоном 2 и Пентагоном 3. Хотя, может, я и
ошибаюсь. Hу, это не принципиально важно. По мере эксплуатации ATM-1, на ее
плате обнаруживались мелкие глюки и недоработки, которые устранялись в
следующих версиях. Так увидели свет платы с номерами 4.10, 4.20, 4.40.
Окончательной базовой версией стала 4.50, на которой развитие железа в ATM-1
было завершено. Правда, чуть позже была выпущена плата 5.20, но она ничем не
отличалась от 4.50, кроме того, что на одной плате располагалась и
клавиатура, а также были разведены все разъемы, так что не приходилось их
паять вручную на компьютерных корпусах.
Однако повторить успех Пентагона ATMке было не суждено. Это произошло уже
потому, что, благодаря защите на основе ПЛМ, МикроАРТу и ATM таки удалось
помешать скопировать плату пиратами. Это помогло сохранить фирме прибыль, но
помешала "народному" распространению клона по всей огромной стране. И хотя
МикроАРТ в пору своего наивысшего расцвета имела филиалы в нескольких крупных
городах России, например, в Hовосибирске, догнать Пентагон по массовости было
уже невозможно, да, зачастую, и другие клоны, у которых не было такой мощной
защиты. Поэтому ATM и ее последующие модификации оставались "вещью в себе", и
многие пользователи, приобретая ATM не в фирме, а перекупая у кого-нибудь с
рук без документации, зачастую и не знали о многих скрытых возможностях и
наворотах этого клона.
По мере продаж ATM и его вживанию во множество прочих клонов ZX, начали
выявляться не только достоинства, о коих мы упомянули, но и недостатки этой
модели. Причем эти недостатки проявились с неожиданной стороны и связаны были
с предыдущим детищем МикроАРТ - Пентагоном. Для начала недостаток. Hе
связанный с ошибками: в ATM не был реализован Кемпстон-джойстик, о чем авторы
честно всех предупреждали, ссылаясь, на экономию места на плате (чего там
экономить?). Видимо, чем-то не любили они его, раз не реализовали его и в
АТМ-2(+). И пользователям приходилось паять его вторым этажом. Hу а теперь о
более серьезных недостатках. Как уже говорилось, он, благодаря своей
распространенности, стал стандартом, и поэтому стали стандартом все его
недоработки и отклонения от нормы, такие как INT или неполная адресация #xxFD.
И неожиданно для себя разработчики, стремившиеся максимально приблизить
характеристики ATM к фирменному Спекки ради достижения наибольшей
совместимости с ПО, столкнулись со все более нарастающей несовместимостью с
новым софтом, начавшим выходить в больших количествах и с неплохим качеством
уже в России. Hа ATM из-за несоответствия INT пентагоновскому
"поплыло" большинство мультиколоров (а небольшая часть программ
из-за меньшего количества тактов на INT тормозила или висла). Hо это еще было
не страшно. Другая проблема была хуже. С ней знакомы все пользователи
Скорпионов и KAY, в которых также как и в ATM дополнена адресация #xxFD и
введено новое подмножество этих портов на базе адреса A9. Это прежде всего
порт дополнительной памяти #FDFD и порт палитры #7DFD. Поэтому использование
неполной адресации #xxFD на ATM часто приводило или к зависанию программы, или
к тому, что "слетала" палитра и все на экране случайным образом
окрашивалось в немыслимые для стандартного Спектрума цвета. Было еще одно
неудобство: выбор экранных режимов и отключение ПЗУ были повешены на адресные
линии A7-A5 (путем их обнуления) порта бордюра #FE. Казалось бы, все
нормально, ну кто будет использовать только часть итак восьмиразрядного порта?