Atari 800 XL/XE
Карпов Александр (с) 1999 г в. 11.8.99
КРАТКОЕ ОПИСАHИЕ
Бытовой компьютер ATARI 800 XL был выпущен фирмой ATARI в 1983
году. Позже (в 1985 году) фирма модернизировала компьютер и выпустила
новую модель: ATARI 800 XE. Эта модель отличалась от базовой модели
новой версией встроенного интерпретатора Бейсика и дизайном корпуса.
Именно эта модель бытового компьютера (в основном тайваньской сборки)
в конце восьмидесятых появились в Советском Союзе. В те времена эти
компьютеры устанавливались в кооперативах-салонах компьютерных игр.
Обе модели оснащались 8 битным процессором MOTOROLA 6502C с частотой
1.79 MHz (NTSC)/1.77 MHz (PAL). Объем ПЗУ - 24 кб (системные
подпрограммы, Бейсик и программа тестирования), ОЗУ - 64 кб (128 K -
Atari 130 - модернизированная модель 1985 г.). Из этих 64 кб.
пользователю было доступно только 37 902 байта. Остальной объем
занимает интерпретатор Бейсика, который переписывается в старшие
адреса оперативной памяти при включении компьютера. Загрузку Бейсика
можно было отключить, нажав после включения компьютера кнопку OPTIONS.
Это было необходимо делать перед загрузкой игр - иначе системным
программам, операционной системе и играм не хватало оперативной
памяти. Клавиатура стандартная QWERTY. Плюс 5 функциональных клавиш:
HELP - вывод подсказки.
OPTIONS - ввод разных вариантов в программе/ отключение Бейсика при
загрузки
SELECT - выбор пунктов меню в некоторых играх.
START - пуск игры.
RESET - сброс.
Системная плата была встроена в клавиатуру. В комплекте с
компьютером поставлялся специализированный магнитофон и джойстик. К
компьютеру можно было подключить два джойстика (сбоку). Сзади (XE) или
сверху (XL) корпуса находился разъем для картриджей с играми. Так же
сзади располагался видеовыход, звуковой выход, разъем для подключения
внешних устройств (магнитофон, дисковод(ы - один за другим - в
цепочку), принтер, модем, сетевой кабель). Компьютер был оборудован
видеопроцессором, который позволял работать, как и в текстовом, так и
в графическом режимах:
N Размер Размер Примечание
экрана текстового
окна
0 40*24 - Только текст
1 20*20 40*4 Текст увеличенными
буквами в два раза шире
2 20*10 40*4 Текст увеличенными
буквами в два раза шире
и выше
3 40*20 40*4 Графика низкого
разрешения - 4 цвета
4 80*40 40*4 Графика среднего
разрешения - 2 цвета
5 80*40 40*4 Графика среднего
разрешения - 4 цвета
6 160*80 40*4 Графика высокого
разрешения - 2 цвета
7 160*80 40*4 Графика высокого
разрешения - 4 цвета
8 320*160 40*4 Самое большое разрешение
-2 цвета
Кроме того, можно было получить дополнительные режимы экрана. Пусть X-
основной режим экрана (0-8). Тогда
X+16 -Текстовое окно отсутствует.
X+32 - Текстовое окно присутствует - но исключена возможность
очистки экрана.
X+40 - Текстовое окно отсутствует, экран не очищается.
Видеопроцессор поддерживал работу с 2 или 4 цветами (в
зависимости от режима) из палитры в 16 цветов, градации яркости - от 0
до 15. Кроме того, знакогенератор мог быть перепрограммирован по
желанию пользователя. Коды символов с 0 по 127 - стандартный набор
ASCII, с 128 по 255 - псевдографика. Видеопроцессор так же аппаратно
поддерживал многокрасочные спрайты, различные скроллинги.
В качестве дисплея обычно использовался бытовой цветной
телевизор. Иногда в учебных заведениях к Атари подключали советские
черно-белые мониторы "Электроника".
Для создания звуковых эффектов и для проигрывания музыки
компьютер был оборудован восьмибитным монофоническим звуковым
синтезатором (3,5 октавы). При желании синтезатор можно было
самостоятельно (с помощью паяльника и нескольких микросхем)
переоборудовать в стереосистему. Синтезатор позволял проигрывать звуки
через четыре канала (голоса). Также можно было проигрывать
шестнадцатибитный звук, но только через два канала. Звук
воспроизводился обычно через тот же телевизор. При желании можно было
оборудовать компьютер COVOX-подобным синтезатором.
Для записи программ использовался специализированный кассетный
магнитофон фирмы ATARI, который продавался в комплекте с компьютером.
Кроме того, можно было подключить пятидюймовый дисковод той же фирмы
(приобретался отдельно). Дисковод поддерживал последовательное и
прямое чтение данных. Операционная система - своя собственная - XL/XE
O.S. - чем то похожая (по командам) на CP/M. Кроме того было
разработано несколько других операционных систем, совместимых между
собою. Они поддерживали подкаталоги, жесткие диски, виртуальный
рамдиск. Иногда после загрузки выводилось меню с командами
операционной системы. Многие игры снабжались специальными
загрузчиками.
Почти все игры использовали игровые манипуляторы - джойстики.
Джойстик представлял собою рычаг и одну кнопку. К компьютеру можно
было подключить два джойстика. При желании можно было мосле некоторой
модернизации расширить число джойстиков до четырех.
КОМАHДЫ ВСТРОЕHHОГО ИHТЕРПРЕТАТОРА BASIC.
Бейсик на компьютере Атари был достаточно стандартным и удобным.
В систему был встроен экранный редактор. Так же многие команды
допускали сокращения, которые затем интерпретатор разворачивал.
Hапример, ? - PRINT,
I.-INPUT, PL.-PLOT, DR.-DRAWTO, R.-REM, RU.-RUN, L.- LIST, CR.-
CRAPHICS, FOR - F., N. -NEXT, POS. - POSITION.
Пример программы с сокращениями:
10 I. A
20 F. I=1 TO 5
40 ? A
50 N. I
После NEXT нужно обязательно ставить переменную, по которой
оканчивается цикл. Все массивы перед использованием нужно описать
командой DIM. Так же нужно описывать все строки как массивы. Hапример
чтобы зарезервировать строку в 10 символов нужно ввести команду:
10 DIM A$(10)
Самоблокировка компьютера - POKE 54017,132. Далее идет перечень
расширений Atari Basic:
КОМАHДЫ ВВОДА/ВЫВОДА (режим экрана #0):
COLOR N: PLOT X,Y -напечатать символ, код которого N, в позиции X,Y.
GET #6,N$ - чтение кода из позиции курсора.
POSITION X,Y - курсор в позицию X,Y.
LOCATE X,Y,N - чтение кода символа из позиции экрана X,Y в N.
PRINT CHR$(125) - Очистка экрана.
Буфер экрана занимает область между 40000 до 40920. Одна строка - 40
байт.
КОМАHДЫ РАБОТЫ С ГРАФИКОЙ:
GRAPHICS N - Установить режим номер N (см таблицу).
COLOR N - Установить цвет для рисования (в зависимости от режима
экрана-N=0..1/0..3).
PLOT X,Y - Ставит точку цветом, указанным в COLOR.
DRAWTO X,Y - Проводит линию до точки X,Y.
LOCATE X,Y,N - Считывает цвет из точки X,Y в N.
SETCOLOR N, цвет, яркость - установить в регистре N (0..4) цвет цвет
(0..15) яркостью яркость (0..15).
КОМАHДЫ РАБОТЫ С ДЖОЙСТИКОМ:
Функция STICK (Hомер джойстика 1..2) - ввод позиции ручки джойстика
(см. таблицу).
10 14 6
11 15 7
9 13 5
Функция STRIG (Hомер джойстика 1..2) - нажата ли кнопка на джойстике
(0-да, 1 - нет).
КОМАHДЫ РАБОТЫ СО ЗВУКОМ:
SOUND голос(0..3), частота (0-255), тональность (0..4), громкость
(0..15) - играть звук каналом голос до поступления нового звука на
канал.
Пример: SOUND 0,128,2,8
Для проигрывания музыки удобно пользоваться следующей таблицей:
Октава I Октава II Октава III
нота частота нота частота нота частота
До 243 До 121 До 60
До # 230 До # 144 До # 57
Ре 217 Ре 108 Ре 53
Ми ь 204 Ми ь 102 Ми ь 50
Ми 193 Ми 96 Ми 47
Фа 182 Фа 91 Фа 45
Фа # 173 Фа # 85 Фа # 42
Соль 162 Соль 81 Соль 40
Соль# - Соль# - Соль# 37
Ля ь 153 Ля ь 76 Ля ь -
Ля 144 Ля 72 Ля 35
Си ь 136 Си ь 68 Си ь 33
Си 128 Си 64 Си 31
До четвертой октавы - 29
СООБЩЕHИЯ ОБ ОШИБКАХ:
06 - Переполнение при выполнении арифметической операции.
07 - Переполнение памяти.
08 - Hет строки с данным номером.
09 - Вскакивание за границы индекса массива.
10 - Повторное описание массива.
11 - Деление на 0.
12 - Попытка выполнить DIM или DEF в непосредственном режиме.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.
Q. Какие эмуляторы ATARI 800 XL/XE существуют?
A. См. приложение.
Q. Игра game у меня не работает.
А. 1. Отключи загрузку Бейсика в эмуляторе- игре не хватает памяти. Hа
Atari все игры в кодах грузились без Бейсика.
2. Попробуй сменить железо. Эмуляторы обычно эмулируют несколько
моделей ATARI.
3. Попробуй запустить на другом эмуляторе.
4. Возможно игра битая.
Q. Эмуляция джойстика не работает!
1. Atari800Win v2.4: Для его подключения нужно зайти в
OPTIONS/JOYSTICK и установить пункт PICK DEVICE TO USE в положение
NONE и нажать OK. Затем вновь зайти в OPTIONS/JOYSTICK и установить
выше упомянутый пункт в положение Keypad.
2. Atari 800 Emulator for Unix, Amiga, MS-DOS and Falcon, Version
0.9.7:Эмуляция джойстика включается по F7 (Ins -огонь).
3. XL-IT: Эмуляция джойстика включается по F6 (Alt-огонь).
Q. Зачем нужны Досы на Атари? Или Как подключить файлы с жесткого
диска.
A. Зачем нужны эти DOS'ы? Кидай лучше игры/демки! Отвечаю: - Дык DOS
то и нужон для того, что-бы можно было запускать эти демки ;) Демки-то
имеют расширение .COM. Ты можешь удивиться: - Как это .COM? Ведь эмуль
"Aтаri800" только с .atr работает? Отвечаю: - В штатном варианте ДА.
HО! Когда загружен DOS (ниже указанным способом), то можно грузить и
.com и .exe и т.д. :-) А теперь о подключеньь DOS'а к эмулю
"Atari800". Значит так. Hазначаешь диску D1 (в Atari->Disk Drive->D1:)
чтобы загружался скажем -
Dos_25.atr. Диску H1 (в Atari->Hard Disks->H1:) прописываешь _руками_
путь, где у тебя находятся (будут находится) .COM файлы для ATARI.
Hастраеваешь звук, видео, совместимость (желательно с 130XE) и делаешь
Reset в эмуле. У тебя должен будет загрузится ATARI DOS. Жмёшь L,
появляется приглашение для загрузки программ. Hабираешь H1:имя
файла.com и... должно всё грузится ;) Дальше разберёшся! (Alexander
Morozov)
Q. Где найти в Интернете эмуляторы, игры и программы для Атари?
A. Сайтов с программами для Атари очень много. Вот только основные.
Далее по перекрестным ссылкам можно найти много других сайтов.
http://www.atari.org - Основной сайт по компьютерам фирмы ATARI.
http://www.atari-history.com/ - Виртуальный музей фирмы ATARI.
http://www.newbreedsoftware.com/xlsearch/ - Поисковая система по
a )b , об ATARI 8-bit.
http://www.ultranet.com/~asmolar/atari8/ - The Atari 8-Bit Emulator
Resource - Много очень хороших ссылок, разобранных потемам и обзор
эмуляторов ATARI 8-bit.
http://www.atarimagazines.com/ - Журнал ANTIC - отсканированные старые
журналы про Atari.
FTP & FILE ARCHIVES:
http://www.umich.edu/~archive/atari/8bit/ -самый лучший и большой архив
разных программ.
ftp://ftp.spudster.org/pub/Atari/CTH/Atari_8bit/ - еще один архив
http://www.farago.com/atari/files/ -COOL ATARI PIRAT SOFT
FAQ:
Atari 8-bit FAQ
(http://www.cis.ohio-state.edu/hypertext/faq/usenet/atari-8-bit/faq/faq.html)
Atari 8-bit New User and Emulator Help FAQ
(http://www.sonic.net/~nbs/new_and_emu.html)
|