Главная > Програмное обеспечение > Мультимедийное >
MP3-аудио и его реальное качество

MP3 и определение его реального качества

Мы все любим слушать ту или иную музыку. Мы все хотели бы слушать качественную музыку. И если эстетическое качество определяется исключительно нашими вкусами и предпочтениями, то т.н. техническое качество зависит от более объективных показателей, один из которых битрейт.
Если рассматривать понятие <битрейт> только для характеристики аудио или видео, то тогда он будет означать количество бит информации, которые необходимы для передачи или хранения одной секунды потока данных, и измеряется он в килобитах в секунду (kbps).

Естественно, чем меньше будет битрейт - тем ниже будет и качество звука, ввиду того, что при уменьшении скорости передачи данных отсеиваются определенные звуковые волны, которые на фоне более громких будут менее всего слышны.

В данной теме мы поговорим о битрейте МР3-аудио (Mpeg 1 Layer 3) - формат, некоторое время назад ставший де-факто при сжатии с потерями, из-за хорошего сжатия, доступности декодеров и низких системных требований. Тесты показывают, что в большинстве случаев, битрейт в пределах от 192 kbps достаточен для результатов, неотличимых от оригинала (заводского диска), хотя справедливости ради следует отметить и то, что разница между композициями с битрейтом 192 кбит/с и 320 кбит/с будет различима простым ухом (но опять же, речь идёт об ухе, не совсем оттоптанном медведем). Плюсы данного формата для слушателей - повсеместная совместимость и поддержка почти всеми портативными устройствами.

Итак, мы вооружились своим МР3-плеером (как вариант) и готовы заправить его всевозможной музыкой. Где можно найти музыку в формате МР3? Конечно же, в Интернете, а также на аудио-CD, записанных в данном формате. Разумеется, начитавшись подобных введений о битрейтах и качестве музыки, мы твёрдо для себя решаем: будем брать только лучшее. В интернете качаем раздачи с битрейтом от 192 кбит/с и выше, на прилавках магазинов выискиваем МР3-аудио-диски, у которых на обложке стоит радующая глаз цифра 320 кбит/с. И зачастую не подозреваем, что не всегда написанное соответствует реальному - вон, на заборах тоже много чего написано бывает, но это не значит, что за забором вы найдёте это "много чего".

Как же определить битрейт?
Немножко порывшись в темах форума, мы узнали о программе МР3Tag - очень простой в использовании и имеющей много полезных функций, помимо определения битрейта. Установили её у себя и счастливо ею пользуемся, не подозревая, что такая безотказная малышка несовершенна... Однако, пора перейти к сути вопроса.

А суть состоит в том, что всё чаще и чаще поподается МР3-аудио с искусственно завышенным битрейтом:
1. Довольно много продаваемых в России аудиокомпакт-дисков записаны "пиратами" с оригиналов, скачанных из Интернета (о таких "оригиналах" - см. пункт 2). Причем факт этот практически не зависит от того, сколько стоит диск, как он оформлен и в каком магазине куплен.
2. Качаем музыку из Интернета. Есть три варианта композиции, у одного она в 128 кбит/с, у второго - 320, у третьего вообще в Musepack (MPC) ... У которого скачаем? Правильно. Но при этом качество у всех троих одинаковое, т.к. второй и третий взяли у первого и пережали в повышенный битрейт. А с какого оригинала первый жал? С фирменного ли компакта? Или записал с радио, где битрейт - вообще от 16 кбит/с?
А в чём проблема, спросите вы? Да дело в том, что такая конвертация из более низкого битрейта в более высокий, увы и ах, никак не сказывается на качестве аудио, по крайней мере уж точно не улучшает его. Размер переконвертированного аудио увеличивается, и этот самозванец начинает становиться похожим на настоящие 320 кбит/с, даже всеми нами любимая программа МР3Tag без зазрения совести выдаст нам результат на самозванца в такие же 320 кбит/с, как и на настоящего крепыша, вот только в этой увеличившейся оболочке количество содержимого-то не осталось неизменным... Ну взяли сожержимое и переложили из маленькой коробочки в большую. Качественно что-то изменилось там, внутри? Нет. Только большая коробка занимает, естественно, больше места.

Как с этим бороться, как вывести самозванцев на чистую воду? Есть одна программа, зарекомендовавшая себя с самой хорошей стороны - Portable Adobe Audition - мы будем говорить о версии 1.5 (есть и более новыt, но они предназначены, в основном, для людей, профессианально обрабатывающих звук, нам же для определения реального битрейта подойдёт что-нибудь попроще).

Adobe Audition 3 (скачать)

Фильтры форматов APE FLAC TTA и WV + Русификатор (скачать)

или Здесь*скачать

Собственно, если кто слышал о программе Cool Edit Pro - это не просто другая более старая программа, а родная мама Adobe Audition: компания Adobe приобрела последнюю, не-shareware версию Cool Edit Pro v2.1 у компании Syntrillium Software в мае 2003 года за 16,5 миллионов долларов. Позже Adobe переименовала Cool Edit Pro в Adobe Audition. Вот о ней и поговорим.

Предыстория: из домашней коллекции взят альбом BREL (исполнитель Жак Брель (Jacques Brel)) и предварительно проверим его с помощью Tau Analyzer на оригинальность (ну чтобы уж никто не сомневался, что оригинал действительно настоящий). Далее приведены скриншоты результатов анализа диска:

Как видим, результат показывает, что диск - настоящий (об этом свидетельствуют волшебные буквы CDDA)
А вот спектрограмма в сочетании с частотной диаграммой трека №3 - Viellir (ну нравится мне этот трек! - не первый и не последний, и не тот, что в серединке):

Красиво, правда? Что сие означает, как работать с программой и где её скачать, читайте в соответствующей теме.

Теперь я конвертирую этот самый трек №3 - Viellir: первый раз в формат МР3 128 кбит/с, второй раз - МР3 320 кбит/с с помощью любой подходящей для этих целей программы - в данном случае Easy CD-DA Extractor.
Открываем Adobe Audition и анализируем полученные аудиофайлы, держа перед собой табличку соотвествия пиковых частот битрейту:

320 kbps - 20000 - 21000 Hz
256 kbps - 19000 - 19500 Hz
192 kbps - 18000 - 19000 Hz
160 kbps - 16500 - 17500 Hz
128 kbps - 16000 Hz
112 kbps - 14000 -15000 Hz

Вот результат анализа трека с битрейтом 128 кбит/с:

Видно, что пиковые частоты - на уровне 16000 Hz, что и подтверждает битрейт 128 кбит/с.

Теперь анализируем, таким же обазом, тот же самый трек, но с битрейтом 320 кбит/с:

Разница видна невооружённым глазом.
А теперь я проделаю маленькую хитрость и конвертну 128 кбит/с в 320 кбит/с с помощью программы Easy CD-DA Extractor. Что станет в этом случае с размером файла, можете посмотреть:

MP3Tag с честным видом покажет вам, что битрейт данного оборотня - 320 кбит/с.
Но вот что мы получим при анализе этого самозванца с помощью Adobe Audition:

Как ни пыжится он, пытаясь впечатлить своими размерами, Adobe Audition ему провести не удаётся.

Для наглядности поставим ещё раз вместе две картинки: настоящие 128 кбит/с (слева) и дутые 320 кбит/с (справа):

Ну почти близнецы-братья.
А теперь поставим рядышком дутые 320 кбит/с (слева) и настоящие 320 кбит/с (справа):

Мы пытались обмануть эту программу разными способами, в том числе конвертированием МР3 128 кбит/с в WAV, а потом этот поддельный WAV в МР3 320 кбит/с - Adobe Audition безошибочно определяла реальный битрейт 128 кбит/с.
Для сравнения приводим спектры с другими показаниями битрейта:
192 Кбит/сек

160 Кбит/сек

Часть вторая

Теперь, когда Adobe Audition предстала перед вами во всей красе, настало время научить вас ею пользоваться.

Начнём с того, где скачать данную программу :
Adobe Audition 3 - Скачать

http://www.filehoster.ru/files/cc5578
http://www.sharemania.ru/0228342
http://ifolder.ru/10246640

Можете также попробовать скачать отсюда (в том числе более новые версии):
http://loadingvault.com/search.php?q=Portable+Adobe+Audition

Инсталляция программы очень простая, если вы знаете, как включать компьютер, то сможете и программу установить. Сделано?
Открываем:

После нажатия кнопки <Import File> находим и выбираем наш файл:

После нажатия кнопки <Open> программа считывает файл, прежде чем его открыть.
Когда наберётесь достаточно опыта в использовании данной программы, вы станете замечать разницу во времени, требуемом для считывания файла с высоким битрейтом и для считывания файла с низким битрейтом. Если вы видите, что ваш МР3 файл с битрейтом якобы 320 кбит/с открывается почти мгновенно, это уже повод насторожиться:

А вот она его открыла и готова выдать вам всю его подноготную:

После проделывания указанных на рисунке манипуляций 1)-2), мы получим уже ранее виденную спектрограмму:

Однако не всегда спектр бывает такой чёткий и однозначный. Попадаются спектры с провалами, прерываниями и прочими шалостями, способными сбить с толку, запудрить мозги, завести в тупик и т.д. и т.п.
В этом случае нам на помощь придёт другой инструмент Adobe Audition - частотный анализ.
С помощью комбинации клавиш Alt+Z вызываем окно частотной диаграммы - его можно переместить в любое место, чтобы, например, оно не закрывало спектр или название нашего трека. Затем курсором мышки выделяем по нашему фиолетово-красному спектру какой-либо участок так, чтобы захватить и его левую (верхнюю), и его правую (нижнюю) части. Если какая-то чать окажется не захваченной, она преобразится из цветной в чёрно-белую - чтобы этого не происходило, при перемещении курсора по полю спектра , до начала выделения следите, чтобы рядом с курсором не появлялись буковки L или R.
Итак, выделили участок спектра (где-нибудь посередине, но при желании можно и весь спектр выделить) - и нажимаем в окне частотного анализа кнопку Scan - обязательно нужно не забыть это сделать:

Итак, мы видим, что битрейт перестаёт прирастать в точке, соответствующей 20 с небольшим тысяч Гц. Опять пользуемся таблицей соответствия пиковых частот битрейту:

320 kbps - 20000 - 21000 Hz
256 kbps - 19000 - 19500 Hz
192 kbps - 18000 - 19000 Hz
160 kbps - 16500 - 17500 Hz
128 kbps - 16000 Hz
112 kbps - 14000 -15000 Hz

Вот и всё, надеюсь, не только понятно, но и просто. :-)

Тема написана Veoksa
Последний раз редактировалось MaxpeR, 21.08.2010
Источник: http://forum.kinozal.tv/showthread.php?t=39993


Украинская Баннерная Сеть

Главная  Алфавитный индекс  Справка  Добавить FAQ  E-mail
Новости  Поиск по сайту

© УкрFAQ 2010