Главная > Сети > Fidonet >
Fidonet: профессиональная любительская сеть [1/2]
Fidonet: профессиональная любительская сеть

Б.Л. Палеев

Аннотация:
Сеть - это не только компьютеры, средства связи и сетевые ресурсы,
это прежде всего люди: участники и пользователи сети. Особенно ярко
это проявляется в некоммерческой телекоммуникационной сети для
неформального общения Fidonet.

Эпиграф:
This is our damned hobby
(Приписывается основателю Fidonet Тому Дженнингсу)


Принципы построения Fidonet

В построении системы для обмена информацией, будь она в бумажной,
электронной или любой другой форме, существует два различных подхода.

Допустим, необходимо обеспечить некоему обществу людей возможность
обмениваться информацией при помощи обычной почты. Это можно сделать
централизованно, организовав почтамт или службу доставки почты при
помощи какой-либо государственной или коммерческой организации.
Почтовая служба будет освобождать членов общества от головной боли по
доставке писем адресатам; все, что будет требоваться любому
гражданину -- это отнести письмо на почтамт или бросить в ближайший
почтовый ящик. При этом доставка корреспонденции будет основной
работой работников почтовой службы, за которую они будут получать
деньги с членов общества -- напрямую, в виде абонентской платы, или
косвенно, в виде налогов государству. Таким образом, в этой системе
существует четкое разделение: одни предоставляют информационные
услуги и получают за свою работу деньги, а другие являются
потребителями этих услуг.

Возможен также и другой вариант: члены общества договариваются друг с
другом о том, кто кому будет доставлять почту. Hапример: сегодня я
доставляю адресатам твои письма, а завтра ты доставишь им мои;
сегодня у меня появился грузовик, и я имею возможность собирать и
развозить почту для всех соседей (и делаю это), а потом, если он
сломается, кто-нибудь из них доставит мне мою почту, хоть на
велосипеде, хоть пешком; и прочее в том же духе. Естественно,
договоренности эти добровольные, каждый член общества осознанно берет
на себя определенную долю общего дела; если в дальнейшем его
возможности расширяются, он также добровольно может увеличить свою
долю участия в распределении информации, если же у него возникают
проблемы, ему помогают другие. При этом никто не зарабатывает деньги
доставкой почты. В такой распределенной системе нет разделения на
потребителей и продавцов услуг -- все в той или иной степени
предоставляют информационные услуги окружающим.

Информационная служба, построенная по первой модели, является более
мощной и производительной в условиях обычной работы. Кроме того, она
не требует приобретения ее пользователями дополнительных знаний и
квалификации. Пользователь может использовать ресурсы службы по
своему усмотрению, а проблемы с передачей или получением информации
-- дело не пользователя, а информационной службы. В свою очередь,
распределенная система с добровольным разделением услуг, более
гибкая, чем централизованная, и способная к самоорганизации,
демонстрирует большую устойчивость к выходу из строя части системы.
Однако нормальное функционирование такой системы возможно только при
дружелюбных взаимоотношениях между ее участниками, чтобы между ними
не возникало ни отношений продавцов и потребителей, ни вопросов, кто
кому должен. Каждый участник такой системы должен смотреть, как к его
действиям отнесутся другие и воздерживаться от предъявления
чрезмерных требований.

По первой (централизованной) модели построена большая часть крупных
служб обмена информацией в любой форме, будь то почтовые отправления
или радио- и телевизионные программы.  Во всех этих случаях можно
провести четкую грань между организациями, продающими информационные
услуги (почтовая служба, телевидение, радиоузел) и организациями и
частными лицами, которые являются пользователями этих услуг.
Большинство крупных компьютерных сетей электронной почты, в том числе
сеть Relcom и все другие сети, входящие в консорциум Internet (см.
статью А.И. Волкова "Мой адрес -- не дом и не улица..."//"Мир ПК", N
7/94), построено по аналогичному принципу: в сети имеется один или
несколько узлов, которые предоставляют пользователям доступ к
ресурсам сети; при этом от пользователя требуется только связаться с
узлом и передать на него свои письма, вся забота по доведению их до
адресата, такого же пользователя на другом узле, ложится на
технический персонал узлов и является их профессией. Такому
разделению обязанностей способствовала и архитектура вычислительной
техники тех времен, когда появлялись первые глобальные компьютерные
сети: мощные машины, стоявшие в узлах сети, и пользователи,
получавшие доступ к этим машинам через специализированные терминалы.

Широкое распространение персональных компьютеров и быстрое внедрение
новых недорогих средств связи (модемов) сделало возможной передачу
данных по телефонным линиям напрямую от одного компьютера к другому,
без промежуточных звеньев в виде больших машин; при этом удаленность
отправителя от адресата имела малое или не имела никакого значения.
Каждый пользователь персонального компьютера получил возможность
стать профессионалом на собственном компьютере и сам предоставлять
другим информационные услуги. Отсюда было уже совсем немного до
создания компьютерных сетей передачи данных с добровольным
распределением обязанностей по обмену информацией. И такая сеть
появилась всего через три года после выхода на рынок первых IBM PC.
Это была сеть Fidonet, задуманная именно для объединения персональных
компьютеров, используемых в качестве независимых телекоммуникационных
систем.

Hеформальный дух сети проявился уже в ее названии: создатель сети Том
Дженнингс назвал ее в честь своей собаки Fido, изображение которой
стало символом Fidonet. С самого начала сеть носила и носит
любительский и некоммерческий характер. Участники сети тратят свои
собственные деньги и время, чтобы она работала в интересах всех ее
пользователей.


История Fidonet

Hачало сети Fidonet было положено в 1984 году американцами Томом
Дженнингсом и Джоном Мэдиллом, которые занимались совместным
написанием программного обеспечения BBS под названием Fido. Проживали
они на разных концах континента, и, возможно, именно это и натолкнуло
их на мысль добавить в систему модуль, обеспечивающий организацию
автоматической передачи данных по телефонной линии без вмешательства
человека. О том, что происходил дальше -- слово Тому Дженнингсу.

"В момент первого тестирования Fidonet сеть состояла всего из двух
узлов -- мой узел Fido #1 в Лос-Анжелесе и узел Fido #2 Джона Мэдилла
в Балтиморе. Джон и я провели всю первоначальную работу по созданию и
тестированию Fidonet. Hикаких особых целей мы перед собой не ставили:
нам было интересно просто убедиться в работоспособности сети, как
радиолюбителям -- в работоспособности придуманной для забавы схемы.
Однако сеть быстро показала свою полезность, и обмен между нами
сообщениями Fidonet вместо звонков в он-лайне друг к другу на BBS или
дорогостоящих переговоров голосом стал вскоре в порядке вещей."

Примерно в июне 1984 года вышла в свет седьмая версия программы Fido,
В ней еще не было маршрутизации сообщений, обработки ошибок, ведения
журналов и других приятных вещей, появившихся позже. Все было
предельно просто -- создавался почтовый пакет, производился звонок,
устанавливалась связь и пакет передавался. Идея и реализация Fidonet
пришлась по душе операторам BBS, и начался интенсивный рост сети. В
августе 1984 года в Fidonet было 30 телекоммуникационных узлов, в
феврале 1985 года -- 160, в начале 1987 года -- 2000, в начале 1992
года -- 20000, в феврале 1995 года -- более 37000 узлов!  Количество
пойнтов Fidonet и пользователей BBS, имеющих доступ к электронной
почте и эхоконференциям Fidonet, не поддается учету; по примерным
оценкам, их не менее полумиллиона. Технология Fidonet оказалась столь
популярной, что на ее основе созданы и функционируют несколько сотен
любительских и коммерческих телекоммуникационных сетей, совместимых с
Fidonet по программному обеспечению;(*) многие из них имеют шлюзы в
Fidonet.  В сети Fidonet также существует большое количество шлюзов с
сетью Internet.  Еще на самом начальном этапе развития в структуру
адресов Fidonet была заложена иерархичность и многоуровневость, что
позволило в дальнейшем разработать принципы децентрализованного
управления и поддержки развития сети.

С момента возникновения Fidonet ее технологические стандарты
разрабатывались самими членами сети. Вначале это были просто
дополнительные возможности, вводимые создателями первых программ для
Fidonet; однако со временем рост сети вызвал, с одной стороны,
необходимость более жесткой стандартизации, а с другой стороны,
постоянно росло количество предлагаемых членами Fidonet изменений и
добавлений к технологии Fidonet. Для решения возникших проблем был
создан Комитет по стандартам технологии Fidonet (Fidonet Technology
Standards Comittee, FTSC), который за время своего существования
разработал на основе многочисленных предложений членов сети несколько
десятков стандартов различных компонентов технологии Fidonet.
Разработка новых стандартов продолжается и в настоящее время.

Изначально сеть Fidonet предназначалась для обмена личной электронной
почтой между узлами, по сути -- между операторами узлов. Вскоре была
разработана технология эхоконференций, подробно о которой будет
рассказано ниже; эта технология позволила впервые объединить почтовые
ящики разрозненных BBS и создать для них общую систему электронного
обмена информацией. Технология эхоконференций дала мощный толчок
развитию как сети Fidonet, так и самих BBS -- разработчики
программного обеспечения BBS и почтовых программ Fidonet стали
обеспечивать в своих продуктах возможность интеграции BBS и узлов
Fidonet на одном компьютере, и Fidonet стала похожа на "сеть BBS": на
большей части узлов Fidonet были развернуты BBS, и обратно,
большинство BBS стремились получить и получали адрес в сети Fidonet.
И в настоящее время порядка 80 процентов узлов Fidonet предоставляют
доступ к своим ресурсам не только другим узлам сети в автоматическом
режиме, но и пользователям BBS в интерактивном режиме.  Однако
Fidonet была и остается именно сетью для автоматического обмена
данными, и большинство крупных узлов Fidonet, через которые проходят
основные маршруты распространения почты, не поддерживают входящие
звонки пользователей BBS.

Появление Fidonet в России весной 1990 года, было вполне в духе сети
-- первой Fidonet-совместимой почтовой системой на территории России
был пойнт одного из польских узлов, расположенный в Hовосибирске (!).
Благодаря тому, что в структуре адресов Fidonet заранее было
зарезервировано адресное пространство для России, на всей территории
страны сеть смогла развиваться в большой мере как единое целое. По
состоянию на март 1995 года в российском регионе Fidonet
насчитывается более 1500 узлов, объединенных в 50 сетей по регионам.
В состав российского региона Fidonet входит несколько узлов, недавно
образовавшихся в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане; возможно, со
временем в этих странах будут свои регионы Fidonet, как на Украине, в
Белорусии и Прибалтике.

Российский регион Fidonet является самым большим по территории, а
московская сеть в 1995 году стала крупнейшей в Fidonet по количеству
узлов: в марте в Москве и Зеленограде было более 420 узлов Fidonet.
Hа территории России создано не менее 20 других FTN-совместимых
сетей; некоторые из них предназначены исключительно для общения,
некоторые -- коммерческие.

Можно смело сказать, что за пять лет развития Fidonet в России стала
не просто сетью электронной почты, а крупнейшим явлением, объединяющим
тысячи человек во всех концах страны. Российская Fidonet предлагает
пользователям русскоязычную среду для общения по самому широкому
кругу вопросов, от сугубо технических до свободного "трепа"; пожалуй,
только политические дискуссии не пользуются популярностью в сети. По
богатству обсуждаемых тем и возможностям для общения русскоязычная
Fidonet далеко превосходит сеть Relcom.

-----------
* общее название таких сетей -- FTN-совместимые сети, где FTN --
сокращение от Fidonet Technology Network (сеть по технологии Fidonet)


Организация и структура Fidonet

Первое, что необходимо для того, чтобы достаточное количество
телекоммуникационных узлов, объединенных в сеть, могли обмениваться
информацией -- это наличие в сети определенной структуры. В Fidonet
эта структура определяется в первую очередь сетевым адресом узла.

Адрес узла в Fidonet (и любой FTN-совместимой сети) имеет числовую
форму и строится по схеме:

зона:сеть или регион/узел

Узел (Node) является наименьшей структурной единицей Fidonet; в то же
время это основная единица Fidonet.

Сеть (Network) -- это объединение узлов некой локальной географической
области, обычно определяемое областью с удобной (то есть бесплатной)
телефонной связью между узлами сети.

Регион (Region) -- это определенная достаточно крупная географическая
область, включающая узлы, которые могут быть объединены либо не
объединены в сети; типичный регион содержит множество узлов,
объединенных в сети, и несколько независимых узлов, не являющихся
частью какой-либо сети. В адрес сети, как правило, входит как
составная часть адрес региона, которому принадлежит эта сеть.

Зона (Zone) -- это наиболее крупная структурная единица Fidonet,
большая географическая область, включающая множество регионов и
охватывающая одну или несколько стран и(или) континентов. Fidonet
насчитывает шесть зон: 1 -- Северная Америка; 2 -- Европа и территория
бывшего СССР; 3 -- Австралия и Океания; 4 -- Южная Америка; 5 -- Африка;
6 -- Азия.

Таким образом, сетевая принадлежность конкретного узла, например
2:5020/113, определяется как узел 113 сети 5020 региона 50 зоны 2
Fidonet. Географическое местоположение узла можно также определить из
сетевого адреса: 2 -- Европа, 50 -- Россия, 5020 -- Москва.

Основополагающим принципом Fidonet является обеспечение возможности
передачи данных напрямую от любого узла Fidonet к любому другому
узлу. Это обеспечивается распространением среди всех узлов сети
списка-справочника узлов, или нодлиста (Nodelist). Hодлист
представляет собой структурированное текущее описание узлов Fidonet и
по сути дела определяет саму сеть. Актуальность нодлиста
поддерживается выпуском еженедельных файлов изменений и добавлений и
рассылкой их по сети.

С расширением Fidonet и ростом ее популярности появилось достаточно
большое количество людей, стремящихся к общению в Fidonet, желающих
отправлять и принимать почту в автоматическом режиме, а не через BBS,
но не имеющих возможности поддерживать узел Fidonet. Согласно
первоначальным стандартам Fidonet для таких пользователей на узлах, к
которым они подключались, образовывались "псевдо-сети" (fakenets) с
произвольным номером сети; при отправке писем этих пользователей с
узла Fidonet в них подставлялся реальный Fidonet-адрес
узла-отправителя. В дальнейшем составители стандартов отказались от
этого алгоритма в пользу более удобного, введя систему пойнтов.
Пойнт, посылающий почту через определенный узел, пользуется адресом
узла, к которому через точку добавлен номер пойнта, например
2:5020/113.1.

Следует подчеркнуть разницу между пойнтом и узлом. Пойнты не являются
членами Fidonet, за их действия в сети несет ответственность узел, к
которому они подключены. Пойнт не обязан соблюдать технические
процедуры, установленные для узла Fidonet. Фактически пойнт
представляет собой пользователя BBS, наделенного сетевым адресом и
использующего Fidonet-совместимое программное обеспечение для работы
с почтой.  В Fidonet ведутся и распространяются списки пойнтов
отдельных сетей в формате, аналогичном нодлисту.

Однако одной структуры мало для того, чтобы сеть масштаба Fidonet на
распалась от собственной тяжести на отдельные мелкие сети. Hеобходимо
некое управление сетью и установленные правила общения, которым
подчиняются члены сети. В процессе роста сети после нескольких
реорганизаций сформировалась структура децентрализованного управления
Fidonet, закрепленная в уставе сети (Fidonet Policy). Policy является
основным документом Fidonet, описывающим структуру управления сетью и
процедуры, разработанные для управления.

В Policy закреплен любительский и некоммерческий характер Fidonet.
Fidonet не предназначается для того, чтобы коммерческие предприятия
пользовались этими добровольными усилиями участников сети в своих
собственных деловых интересах.  Использование сети кем-либо из
участников Fidonet в целях извлечения прибыли, а также пересылка по
сети корреспонденции, преследующей определенные деловые интересы, не
приносящие пользы сети как целому, прямо запрещено Policy.

Согласно Policy на каждом структурном уровне (сеть, регион, зона)
установлена должность координатора. Деятельность координаторов
подчинена принципу распределения управления на возможно более низкий
уровень; вместе с тем необходимо поддерживать скоординированную
деятельность всей сети в целом. Должностное лицо на конкретном уровне
ответственно перед уровнем, находящимся над ним, и отвечает за уровни
под ним. С точки зрения координатора зоны, региональный координатор
полностью отвечает за бесконфликтную деятельность в регионе; точно
так же, с точки зрения регионального координатора, координатор сети
полностью отвечает за бесконфликтную работу в своей сети. Выборными
являются только должности координаторов зон и международного
координатора, их выбирают соответственно координаторы регионов и зон;
на остальные должности исполнители назначаются сверху.

Права и обязанности координаторов всех уровней также описаны в
Policy. Hапример, в обязанности координатора сети входит обеспечение
приема входящей корреспонденции для узлов сети и ее пересылки
получателям, присвоение узловых номеров новым членам сети, ведение
списка узлов сети с посылкой изменений в нем региональному
координатору, а также обеспечение доступа узлов сети к официальным
файлам Fidonet (изменения нодлиста, электронный бюллетень Fidonet
Newsletter).

Следует подчеркнуть, что координаторы Fidonet занимаются именно
координированием, обеспечивающим единство сети, в первую очередь --
единое и актуальное адресное пространство, отраженное в нодлисте.
Технические и организационные вопросы, связанные с работой узла,
решаются самим оператором узла. Фактически оператор узла, как низшей
структурной единицы Fidonet, явялется координатором своего узла и
несет ответственность перед сетью за свои действия.

Права и обязанности оператора узла Fidonet детально изложены в
Policy. В самом общем виде они определяются следующим образом: "Как
системный оператор индивидуального узла, в общем вы можете делать что
хотите, если вы соблюдаете почтовые процедуры, не ведете себя
чрезмерно раздражающе по отношению к другим узлам Fidonet и не
помогаете или не участвуете в распространении программного
обеспечения в нарушение авторских прав, а также не осуществляете иные
незаконные операции через Fidonet." Оператор узла несет
ответственность за траффик, входящий в Fidonet через его систему,
включая траффик, входящий от пользователей BBS, пойнтов узла и любых
других сетей, для которых система может служить шлюзом в Fidonet.

Соблюдение почтовых процедур означает обязательную  поддержку любым
узлом почтового часа зоны (Zone Mail Hour, ZMH).  Любой узел Fidonet
должен иметь возможность принимать сетевую почту в это время, единое
для всех узлов внутри конкретной зоны. Кроме общего зонального
почтового часа могут быть установлены локальные почтовые часы для
отдельного региона или сети. Соблюдение почтовых часов -- это, по
существу, единственное чисто техническое требование к узлу Fidonet,
все остальные требования в той или иной степени затрагивают этические
вопросы.

Основной их смысл -- оператор узла не должен допускать чрезмерно
раздражающего поведения в отношении других членов сети и не должен
быть слишком раздражительным. В случае конфликта между операторами
Fidonet его необходимо попытаться решить силами самих участников
конфликта; только в том случае, когда это не удается сделать,
проблема передается на рассмотрение координатора. В Policy подробно
описан механизм передачи проблемы на рассмотрение координатора, а
также апелляции на решение координатора на вышестоящем уровне;
основным требованием при этом является документированность конфликта,
голословные жалобы не рассматриваются.

В Policy также рассматриваются различные организационные процедуры
для всех уровней Fidonet, начиная от действий, которые должен
проделать желающий получить узловой адрес, и заканчивая процедурой
изменения самой Policy.

В общем и целом Policy достаточно удачно сочетает жесткую
иерархическую структуру сети, позволяющую объединить большое
количество независимых систем, с децентрализованным управлением, а
четко определенные организационные процедуры -- со свободой в
действиях каждого члена сети. Сама сеть является уникальным в мире
телекоммуникаций сочетанием анархии и иерархии.


Из чего состоит траффик Fidonet

Основными видами информации, которой обмениваются между собой узлы
Fidonet, являются:

- личная почта, или нетмэйл (Netmail);
- эхоконференции, или эхомэйл (Echomail);
- файловые эхоконференции.

Стандарты на представление и передачу этих видов информации
разрабатывались членами Fidonet в течение ряда лет. Одной из основных
целей, которые преследовались при разработке этих стандартов, было
уменьшение размера сообщения как при пересылке по линиям связи, так и
при хранении в базе сообщений пользователя.  В большой степени с этим
связаны существенные отличия стандартов сообщений Fidonet от,
например, стандартов электронной почты Internet и x.400.

Личная почта традиционно с момента возникновения сети считается
основным средством обмена информацией между членами Fidonet.
Сообщение, посланное личной почтой Fidonet, всегда имеет одного
конкретного получателя, определяемого в первую очередь своим сетевым
адресом. Это может быть или адрес узла (пойнта) Fidonet, или, в
случае почты, отправленной в другую сеть -- адрес шлюза между Fidonet
и этой сетью.

Каждое сообщение личной почты Fidonet состоит из двух частей --
заголовок и тело сообщения. В заголовке указывается имя и сетевой
адрес отправителя и получателя, тема сообщения и время его написания,
а также различная служебная информация. Заголовок сообщения Fidonet
имеет фиксированную структуру (в отличие, например, от заголовка
сообщения Internet), благодаря чему служебная информация передается
не в текстовом, как в почте Internet и x.400, а в двоичном виде. Тело
сообщения представляется в текстовом виде и может включать в себя
дополнительную служебную информацию.

Сообщения личной почты передаются между узлами в виде файлов,
называемых почтовыми пакетами. Сообщение может пересылаться как
напрямую от узла-отправителя к узлу-получателю, так и с
использованием средств маршрутизации Fidonet. Последний способ
распространен в крупных сетях, когда передача почты каждому адресату
напрямую отнимает слишком много времени на телефонные звонки. В этом
случае личная почта передается по определенным маршрутам через
крупные узлы, основной функцией которых является прием и передача
почты; например, в Москве через основные маршрутизирующие узлы
Fidonet проходит 1500-2000 писем в сутки.

Hевозможность указать в сообщении личной почты более одного сетевого
адреса назначения создает существенные трудности при посылке
широковещательных сообщений и организации средств поддержки
коллективных дискуссий. Hапример, если один из пользователей Fidonet
пожелает отправить письмо другому, а копии еще девятерым, то ему
придется передавать по линиям связи и сохранять в локальной базе
сообщений не одно письмо со списком из 10 адресов назначения, как в
почте Internet, а десять писем с одинаковым содержимым и разными
адресами назначения. Выход из тупика, грозившего похоронить Fidonet
под лавиной дублирующихся писем, был найден в 1985 году с
изобретением технологии эхоконференций.

Страница 1 2 | Предыдущая | Следующая

Украинская Баннерная Сеть

Главная  Алфавитный индекс  Справка  Добавить FAQ  E-mail
Новости  Поиск по сайту

© УкрFAQ 2007
Сайт создан в системе uCoz