Q. Какие бывают акселераторы для A1200? Какие лучше покупать? И стоит ли?
A. 68k акселераторы представлены рядом моделей, от нескольких европейских
и американских фирм. Наиболее удачные из них - Blizzard, которые изначально
производились фирмой phase 5 digital products, а сейчас переданы фирме DCE.
Blizzard 1230-IV уже не производится, но его вполне можно купить с рук
по цене менее чем 100 долларов. Эту конфигурацию, вероятно, следует считать
минимумом для комфортной работы. 68030 на 50мегагерц обеспечивает ускорение
A1200 примерно в 6 раз. Акселератор без проблем умещается в "клавиатурном"
исполнении A1200 и работает с памятью SIMM любых типов до 128 мегабайт.
Blizzard 1240 обеспечит ускорение примерно в 10-25 раз - в зависимости
от тактовой частоты. Проблемой B1240 является торчащий вниз радиатор, из-за
которого "клавиатурную" A1200 нужно класть на книжки, а в некоторых моделях
TOWER-ов даже отпиливать часть арматуры.
Blizzard 1260 имеет такие же габариты, как B1230 и обеспечит ускорение
порядка 40-50 раз. Однако он имеет следующее свойство - без проблем влезают
только лишь односторонние SIMM. При наличии SCSI это не играет роли.
Все современные акселераторы Blizzard 68k имеют следующие особенности:
- MapROM - выключаемая возможность отображения Kickstart ROM на RAM, что
ускоряет доступ к Kickstart в 2-3 раза и даёт возможность использовать
утилиту blizkick с рядом полезных свойств.
- возможность полного отключения акселератора - по нажатию цифры "2" при
перезагрузке - что позволяет гонять старые игры, и проверять программы
в условиях нерасширенной A1200.
- возможность установки Blizzard SCSI Kit - FastSCSI-2 контроллера с DMA
доступом до 10 MB/s, не загружающим процессор, и дополнительным слотом
для SIMM. С учётом максимального объёма имеющихся в продаже SIMM 64MB
объём поддерживаемой Blizzard-ом со SCSI Kit памяти составляет 128MB.
- гарантированная линейность памяти при использовании двух SIMM - даже в
том случае, если они имеют разный объём.
Линейность памяти означает, что эти два SIMM будут представлять единый
участок адресного пространства, а не несколько разрозненных. Следует также
отметить одну особенность - MapROM работает только при наличии SIMM в слоте
самого акселератора!
68k акселераторы от других фирм обычно имеют меньшие возможности - это
обычно отсутствие DMA на SCSI или вообще отсутствие SCSI, отсутствие MapROM
(обычно предлагается занимающий MMU программный вариант), нелинейная память
зачастую даже на одном SIMM, отсутствие возможности программного отключения
и прочие недостатки, обычно компенсируемые несколько меньшей ценой.
PPC акселераторы на A1200 в данный момент представлены только моделями
от phase 5 - всё производство которых также передано фирме DCE. Также есть
ещё два будущих варианта расширений - AmigaOne - комбинация PCI-расширителя
и PPC-акселератора, и Mediator с PCI платой SharkPPC.
Акселераторы на PPC603e построены на двух CPU сразу - 68k и PPC, такое
решение применено для достижения идеальной совместимости со старым софтом.
Существует ряд моделей, различных по интерфейсам (наличие или отсутствие
Fast SCSI-2) и частотам процессоров, предлагающих разные комбинации 68k
(68040/25, 68060/50) и PPC (180-240MHz).
Акселераторы на G3/G4 ориентированы на программную эмуляцию 68k.
В программном плане, PPC акселераторы работают под своим собственным
ядром ОС (это не AmigaOS, работающая на 680x0, либо его эмуляторе), имеющим
весьма ограниченные возможности. В настоящее время есть несколько проектов
операционнок в нативном коде PPC - наиболее интересен проект MorphOS, о нём
подробнее читайте далее.
Акселераторы CYBERSTORM MK-3 и CYBERSTORM PPC для A4000 имеют on-board
UltraWideSCSI контроллер с трансфером до 40 MB/s.
Q. Купил акселератор на 68040, и наблюдаю странные глюки: например, исчез
FPU, или вообще всё виснет при загрузке.
A. 68040 требует установки библиотеки 68040.library. Подобные вещи могут
быть вызваны её отсутствием или наличием библиотек от 68060. 68040.library
поставляется в комплекте AmigaOS - скопируйте её в LIBS:. Есть более новые
версии 68040.library.
Q. Купил акселеpатоp на 68060. Некотоpые пpогpаммы отказались работать :(
A. 68060 отличается от младших процессоров 68k следующими ограничениями:
- убраны команды 64-битной арифметики (умножение и деление),
- убраны некоторые команды режима супервизора,
- по сравнению с 68040 таблицы MMU должны быть в некэшируемой памяти.
64-битная арифметика и часть команд супервизора эмулируются программно
библиотекой 68060.library. Причиной же неработоспособности программы может
стать следующее:
- программа использует модификацию кода и хитрые "трюки" работы с кэшом.
- программа жёстко рассчитана на особенности 68040 - формат stack-frame,
работа с MMU и т.п. В этих случаях поможет только адаптация программы под
68060. Для программ без особых наворотов часто помогает временное (и иногда
постоянное) выключение различных компонентов 68060 при помощи программ типа
cpu060.
Одной из самых распространённых проблем часто является не особенности
программы, а её упакованность чем-нибудь навроде CrucnhMania. Поскольку в
настоящий момент никакого практического смысла в упаковке программ нет,
можно попытаться распаковать программу (например, пакетом xfd).
Некоторые старые программы на 68060 работают, но очень медленно. Тогда
может помочь пакет OxyPatcher - подменяющий несуществующие инструкции 68060
на вызов кода обработки "на лету". Этот же пакет в ряде случаев позволяет
значительно ускорить выполнение программы (например, LightWave).
Ниже приведены минимальные версии ряда программ, поддерживающие 68060:
VMM 3.3a
Enforcer 37.70 (лучше использовать 37.72)
Q. Купил 68060, и сразу обнаружились какие-то глюки: FPU нету, или только
половина кэша инструкций...
A. Убедитесь, что у Вас установлены корректные версии библиотек.
Системная библиотека 68040.library должна быть заменена на "заглушку",
объёмом меньше килобайта. Для акселераторов Blizzard 1260 установите версию
68060.library от phase 5 не ниже 46.6.
Акселераторы Apollo имеют свои версии 68060.library - однако, практика
показала, что на них работоспособны библиотеки от phase 5.
Q. Перестали работать любимые игрушки детства :(
A. Если у Вас акселератор Blizzard: перегрузитесь и тут же нажмите "2" на
основной клавиатуре. Акселератор полностью отключится - с этого момента. и
до удержания трёх кнопок в течение 10 секунд компьютер станет нерасширенной
A1200. Имейте в виду - вместе с акселератором "пропадают" FastRAM и SCSI!
Если у Вас акселератор Apollo: хм, ну что тут сказать... Облом-с.
Q. Чем отличается XC68060RC50A от XC68060RC50?
A. Лучшей "разгоняемостью" - гарантированно работает на 66MHz.
Разгон акселератора осуществляется заменой осциллятора.
Q. Сделал апгрейд с B1230 на B1260 - и обнаружил довольно заметно упавшую
скорость работы ChipRAM. Это как-то можно исправить?
A. Если разогнать Blizzard1260 хотя бы до 56 мегагерц - удвоенная частота
"материнки", то скорость записи в Chip вырастет до 7MB/s (как было на 030).
Q. SysInfo показывает 68040 на 7 мегагерц :D
A. У неё просто крыша едет...
Q. Не работают кнопки ESC, 2 и т.д. при перезагрузке на Blizzard PPC.
A. Эта проблема вызвана некачественной реализацией некоторых контроллеров
PC-клавиатур. Лучший вариант клавиатуры для A1200 при перестановке в корпус
- внешняя клавиатура от "больших" Амиг, в этом случае работоспособность для
любых случаев гарантирована. Если нет такой возможности, попробуйте другой
PC-контроллер.
=== Для начинающих: видео, мониторы, видеокарты ===========================
Q. Какой монитор подойдёт для Амиги?
A. Практически любой. Самое дешёвое решение - телевизор, его можно
подключить тремя способами - по высокой частоте (выход RF modulator,
наихудшее качество), по низкой частоте (выход Comp) и по RGB через SCART
(наилучшее качество). Подойдёт любой видеомонитор от старой советской и
буржуйской техники (БК, Спектрум, АГАТ, ATARI, COMMODORE, etc.). При этом
получаются разрешения от 320 (362) до 1448 точек в строке, и 256-283
строчек по вертикали. При использовании так называемой чересстрочной
развёртки можно получить до 566 строк - но при этом изображение будет
мерцать (этот режим используется на телевидении). Multisync-мониторы
(поддерживающие широкий диапазон частот развёртки) позволяют использовать
разрешения вплоть до 1024x768 (драйвер HighGFX с Аминета).
VGA мониторы от PC позволяют использовать разрешения типа 640x480, а
SVGA при наличии графической карты - 800x600 и более (некоторые экземпляры
могут работать в 800x600 на AGA).
Q. Как подключить (S)VGA монитор?
A. Покупаете 23-пиновый разъём (мама) и 15-пиновый (папа), и соединяете
их короткими толстыми проводами по следующей схеме:
AMIGA (23 pin) SVGA (15 pin) Назначение сигнала
3 ------------------ 1 красный
4 ------------------ 2 зелёный
5 ------------------ 3 синий
11 ----------------- 13 строчная синхронизация
12 ----------------- 14 кадровая синхронизация
16,17,18,19,20 ------ 6,7,8,10,11 земля
Q. Собрал эту схему (или купил готовую). Amiga не запускается вообще.
A. Вам не повезло - Ваш монитор слишком сильно нагружает выходы
синхросигнала Амиги. Купите переходник с буферной микросхемой, или
поставьте самостоятельно любой буфер (например, 555ЛИ1) на сигналы строчной
и кадровой синхронизации. Такой эффект наблюдается, например, на мониторе
Optiquest V655.
Q. А как работать с монитором от IBM PC? Собрал переходник, подключил,
но на экране "чёрт знает что". Или вообще ничего.
A. Большинство мониторов от PC не утруждают себя поддержкой телевизионных
частоты развёртки, которые используются в AmigaOS по умолчанию. Необходимо
установить один из режимов, поддерживаемых монитором - к примеру, режим
Multiscan. Для этого сделайте (подключив компьютер и к монитору, и к
телевизору) следующее: перетащите нужные драйвера (Multiscan и VGAonly) из
каталога sys:storage/monitors в каталог devs:monitors, перезагрузите
компьютер и выберите режим Multiscan в ScreenMode Prefs. После этого
изображение на телевизоре собьётся, зато появится на SVGA-мониторе.
Абсолютное большинство игрушек не имеют возможности изменить
видеорежим и предполагают, что монитор поддерживает телевизионные частоты.
Поэтому для любителей поиграть SVGA монитор "в чистом виде" не самый лучший
вариант, и нужно либо приобрести специальное устройство, преобразующее
телевизионные частоты в понимаемые SVGA, либо найти Multisync-монитор.
Q. А мультисинки вообще достать реально? И стоит ли?
A. Если поискать, иногда можно найти. Мультисинками обычно бывают старые
мониторы, которые на PC могли работать как в CGA/EGA, так и в VGA режиме.
Мультисинками являются мониторы, имеющие встроенный ТВ-тюнер или VHS вход.
В общем, мультисинк для AGA - идеальное решение, поскольку позволяет
использовать все возможности AGA и не иметь никаких проблем с видеорежимами
программ - будет работать абсолютно всё. Кроме того, на мультисинке можно
гонять любые "старые" компьютеры - Spectrum, БК, Atari...
Конкретная модель монитора - которую можно считать наиболее подходящей
для AGA - "Microvitec with DMS", также известный как "чёрный кубик". Иногда
попадается его же разновидность в белом пластиковом корпусе. И та, и другая
модель имеют цифровые настройки, и запоминают их по отдельности для каждого
экранного режима. Отличаются диагональю экрана (12" и 14" соответственно).
Q. Что такое scandoubler, syncdoubler, flickerfixer и чем они отличаются?
A. Scandoubler удваивает ТВ строки, вместо одной строки с ТВ частотой он
воспроизводит две строки с VGA частотой. В итоге ТВ режимы без интерлейса
будут видны на (S)VGA мониторе очень похоже на DblPAL режимы. Интерлейсные
режимы будут мерцать по-прежнему. Подобное устройство стоит порядка $100.
Flickerfixer в отличие от скандаблера имеет буфер на весь кадр, и это
позволяет сделать из PAL режимов полный аналог DblPAL. Интерлейс полностью
убирается. Стоит дороже скандаблера. Является одним из компонентов A3000.
Syncdoubler - простейшая схема себестоимостью в $1-2, схема доступна
на Аминете. Позволяет увидеть на (S)VGA экране искажённую PAL-картинку, и
полезна в некоторых случаях (например, при необходимости зайти в меню по
двум кнопкам мыши). Для игр/demo практически непригодна.
Q. Workbench на SVGA мониторе работает, но некоторые, вроде бы корректно
написанные программы, открывая экран, норовят сбить развёртку...
A. Запустите IControl Preferences и установите Mode Promotion. В этом
случае вместо включения режима PAL будет устанавливаться DblPAL (если он
доступен в каталоге devs/monitors). Большинство современных программ имеют
опцию ScreenMode, где можно выставить наиболее удобный для Вас видеорежим.
Также существуют программы типа MCP (точнее, встроенный в неё Screen
Manager), позволяющие установить любой произвольный видеорежим (а не только
DblPAL) для любой программы.
Q. Режим DblPAL не работает на моём мониторе.
A. Впишите в иконку DblPAL следующие параметры:
TOTROWS=0x218
TOTCLKS=0x72
HBSTRT=0x02
HBSTOP=0x21
Убедитесь, что VGAonly присутствует в devs:monitors. После этого
перезагрузите компьютер, запустите Overscan Prefs, и установите
прямоугольник (перед этим выбрав DblPAL и нажав Edit text size) так, чтобы
он совпадал с видимой частью экрана. Ширину прямоугольника увеличьте до
672 - получится разрешение 672x512. Если верхняя строка изображения не
видна - сдвиньте его вниз (кнопка со стрелкой, или она же на клавиатуре).
Запишите результат. Получившийся режим нормально работает на абсолютном
большинстве цифровых SVGA мониторов.
Q. А что такое VGAonly и на что он влияет?
A. AGA чипсет устроен так, что для горизонтального скроллинга экрана хотя
бы на один пиксел вправо, должен быть выбран ряд из 64 пикселов, последний
из которых будет показан. Это означает, что время обратного хода строчной
развёртки должно как минимум хватать для выборки этих 64 пикселов.
В PAL/NTSC режимах это не актуально - обратного хода хватает на всё.
В VGA режимах VGAonly управляет тем, делается эта выборка или нет.
Если VGAonly отсутствует - она делается, и со скроллингом проблем не будет.
Если присутствует - не делается, и при сдвиге экрана влево хотя бы на один
пиксел слева "пропадёт" вертикальная полоса в 63 пиксела. Но кроме минусов,
очевидно, есть и плюс: а именно, возможность ставить бОльшие разрешения: на
те самые 64 пиксела больше по горизонтали, либо возможность задрать частоту
развёртки.
Q. Имеется старенькая A600. Вопрос: можно ли подключить к SVGA монитору?
A. Можно, но... отличия ECS чипсета от AGA заключаются, например, в том,
что при VGA частотах можно будет работать только в четырёх цветах (на AGA -
максимум 262144 из палитры 16 миллионов). Притом - довольно медленно (с
такой же скоростью, как и в 16 цветах в телевизионном режиме 640х512).
Q. Сижу на телевизоре, ничего лучше не предвидится, а хочется 640x512 без
мерцания... может есть какое-нибудь программное решение?
A. Программа MagicTV с Аминета более-менее решает проблему. Но только для
AGA, и работает на экранах не более чем в 16 цветов. Интерлейсное мерцание
компенсируется примерно наполовину.
Кроме того, можно уменьшить эффект увеличением кадровой частоты. Если
у Вас PAL - поставьте NTSC. Если NTSC - попробуйте Euro36. Кадровую частоту
Euro36 можно подобрать экспериментально.
Q. А как менять частоты развёртки чипсета?
A. Для этого есть ряд программ типа MonEd или MonSpecsMUI. В них задаётся
ряд параметров, который затем отписывается в tooltypes иконки видеорежима -
это те самые параметры, которые упоминались выше для DblPAL.
Возможность менять частоты развёртки появилась в начиная с чипсета ECS
(в OCS были 2 фиксированные частоты - PAL и NTSC). Режимы PAL и NTSC на ECS
и AGA используют "зашитые" в чипсет частоты, и настройках их невозможна.
Все прочие режимы произвольно настраиваются. Для настроек частот для
видеокарт используются программы из комплекта CyberGraphX или Picasso96.
Q. Хочу подключить видеокарту к A1200 - а куда её, собственно, втыкать?
A. Есть несколько вариантов, в порядке убывания скорости:
- установка AmigaOne1200
(прежнее название - Predator, PCI backplane) от Eyetech
- покупка Blizzard PPC - на него можно поставить BVision.
- установка G-Rex (PCI backplane) от DCE
- установка Mediator (PCI backplane) от Elbox
- установка ZorroIV backplane от Elbox
- установка ZorroIII backplane от Micronik.
- установка AteoBus backplane от Ateo Concepts, и Pixel64 к ней.
- установка ZorroII backplane от Micronik.
Более подробно о этих вариантах:
AmigaOne1200 (прежнее название проекта - Predator) представляет собой
PPC акселератор, совмещённый с PCI слотами. Использование 68k акселератора
не предусматривается, из-за чего могут возникнуть проблемы с совместимостью
и быстродействием 68k приложений.
Установку BVision можно порекомендовать владельцам Blizzard PPC. Этот
вариант хорош в частности тем, что вся конструкция умещается в "настольной"
A1200.
G-Rex, вероятно, будет иметь бОльшую скорость работы, нежели Mediator,
ввиду работы через слот PPC акселератора, а не Trapdoor. Однако область их
применения ограничивается PPC акселераторами от Phase5/DCE.
Использование Mediatora - промежуточное по скорости решение, поскольку
скорость доступа ограничена trapdoor-слотом акселераторов. Но этот вариант
не привязан к конкретной модели акселератора и весьма привлекателен по цене
апгрейда, поскольку позволяет использовать оставшиеся после апгрейдов карты
у пользователей PC - их можно купить очень дёшево.
ZorroIV - шина, представляющая собой нечто среднее между Z2 и Z3. Она
имеет адресацию Z2 и 32-битный доступ Z3. Скорость доступа - такая же, как
и у Mediator. По цене это менее привлекательный вариант, чем Mediator.
Установка Z3 backplane позволит использовать любые Z3 карты от A3/4000
(можно использовать и Z2 карты). Однако, этот вариант также потребует смены
акселератора - на этот раз, на любой от A3/4000. Скорость Z3 карт уступает
скорости BVision и последних PCI карт.
Установка AteoBus или Z2 backplane позволит оставить имеющийся аксель.
Однако, это самый медленный вариант из перечисленных. Pixel64 (на AteoBus)
примерно в полтора раза медленнее, чем CV64(3D) на Z3, самые быстрые Zorro2
карты медленнее Z3 раза в четыре. Вариант AteoBus интересен тем, что вместе
со слотами AteoBus там присутствуют слоты ISA, и теоретически можно ставить
сетевые карты, модемы и прочее.
Все приведённые решения кроме BVision, требуют перестановки компьютера
в более просторный корпус. Читайте об этом в соответствующем разделе.
Q. Хочу поставить видеокарту на A3000 или A4000. Что лучше выбрать?
A. Есть следующие варианты:
- покупка AmigaOne4000 от Eyetech
- установка CyberstormPPC и CybervisionPPC на него
- покупка Mediator4000
- установка Z2 или Z3 карты
Соотношение скоростей то же, что и в случае A1200, описанном выше.
Самые быстрые Z3 карты - Cybervision64 и PicassoIV. CV64/3D несколько
уступает по скорости CV64, однако имеет простенькую 3D акселерацию.
Q. Денег на видеокарту нет, можно ли как-то ускорить работу чипсета?
A. Существуют следующие средства ускорения:
- CyberBugfiX. Это утилита, позволяющая использовать CyberGraphX на AGA
и ускорять систему путём перемещения битмапов в FastRAM, и подменяющая
системную библиотеку layers.library на свою. Для установки нужны файл
CyberBugfiX с иконкой (в devs:monitors) и библиотека cgxsystem.library
(в libs:, из комплекта CGX 4). Далее необходимо скопировать настройки
CyberBugfiX из дистрибутива в ENVARC:CyberGraphX. Дистрибутив выложен
на http://rdc.euro.ru/CyberBugfiX.zip.
Есть старая программа CGXAGA для той же цели, имеющая ряд проблем: они
исправлены в CyberBugfiX.
- FBlit. Он также перемещает битмапы в FastRAM, плюс заменяет процедуры
скроллинга и рисования на процессорные. В его настройках (версия 3.56)
следует включить всё, кроме FDraw.
- FText. Он подменяет системный вывод текста на свой.
Перечисленные средства ускорят графику на 040/060 и AGA настолько, что
становится возможным включить в MCP SolidWindowMoving, и SolidWindowSizing.
Проблем с совместимостью, как показала практика, не возникает.
Если не используются CGX/SUPERLAYERS, имеет смысл включить QuickLayers
в MCP. Это значительно ускорит перерисовку окон с SmartRefresh.
=== Для начинащих: накопители, носители информации ========================
Q. Какие файловые системы поддерживаются в AmigaOS?
A. Исторически первой стала файловая система OFS, применённая на самых
первых Амигах. Эта файловая система достаточно медленна и несовершенна,
имеет ограничения на размер раздела, неэкономно расходует дисковое
пространство - из 512 байт каждого сектора полезную информацию содержат
только 488. Позже, начиная с OS 2.0, появилась система FFS, лишённая
многих недостатков - размер раздела увеличен до 2 гигабайт, сектора по 512
байт, заметно более быстрый доступ к диску. В OS3.0 появилась её
модификация - DCFFS, в которой кэшируются каталоги, и считывание каталога
больше не требует "распиливания" дискеты десятки секунд (для HDD это не
критично).
Однако перечисленные файловые системы по-прежнему достаточно медленны,
и капризны в отношении аварийного останова машины - если сбросить компьютер
в процессе записи на диск, после загрузки система в течение нескольких
минут тестирует диск, исправляя несоответствия, и не даёт возможности на
него писать (наверное, Вы уже видели реквестер "Disk not validated").
Файловая система PFS3 (предыдущие её версии распространялись как AFS и
PFS2), созданная независимым программистом, лишена описанных недостатков.
Запись на PFS3 можно прерывать в любой момент времени без опасений. Доступ
к любому участку файла на PFS3 идёт практически с такой же скоростью, как и
напрямую к диску, а операции создания/удаления/проч. файлов проходят на
порядок быстрее, чем у FFS. Однако PFS3 более требовательна к машине - для
эффективной работы требует быстрого процессора и отнимает порядка 200-600
килобайт памяти на каждый раздел, поэтому минимальная конфигурация, на
которой можно рекомендовать установку PFS3 - это A1200 хотя бы с двумя
мегабайтами FAST-памяти. На нерасширенную A1200 PFS3 ставить нет смысла.
Файловая система SFS также создана независимым программистом. По своим
характеристикам близка к PFS3 - раза в полтора-два уступает по скорости, но
примерно на 5-15% выигрывает по эффективности использования объёма диска.
Файловая система CrossDOS фирмы Consultron позволяет работать с
дискетами, винчестерами, разделами и "образами дисков" в файлах в формате
FAT12 и FAT16. Файловая система CrossMAC той же фирмы работает с дисками в
формате Macintosh HFS. CrossDOS входит в комплект AmigaOS. FAT95 - пакет,
доступный на Аминете, позволяет работать с FAT32 дисками.
Файловая система AsimCDFS представляет собой наиболее удобное средство
для работы с CD-ROM. Она поддерживает форматы ISO-9660, RockRidge, Joliet,
HFS, Corel Directory, Kodak PhotoCD и CDDA (AudioCD). Простенькая файловая
система для ISO-9660 прилагается в комплекте OS 3.1. Недавно появилась ещё
одна: AllegroCDFS, при размере в 15 килобайт являющаяся самой быстрой, хотя
и несколько уступающей по возможностям AsimCDFS.
Разумеется, здесь перечислены только наиболее часто применяемые FS.
Q. Правда ли, что AmigaOS поддерживает имена файлов не более 30 символов?
A. И да, и нет. Системные структуры допускают длины имени файлов до 107.
Однако, до некоторых пор большинство файловых систем имели ограничение в 30
символов. Начиная с PFS3 и SFS, это ограничение снято.
Q. Какие винчестеры подходят для Амиги?
A. Все доступные IDE, при наличии SCSI контроллера - все доступные SCSI.
При использовании современных SCSI HDD может потребоваться переходник.
Q. Есть ли какие-то ограничения на объём винчестера?
A. Ранее на Амиге применялась 32-битная адресация дисков - что привело к
появлению ограничения на 4Gb. Затем была введена 64-битная адресация, но в
A1200 ROM всё ещё "зашита" старая версия поддержки IDE винчестеров. В итоге
загрузочный раздел на IDE HDD должен обязательно находиться в пределах 4Gb.
Если установить пакет idefix или новую версию scsi.device - с этого момента
винчестер будет доступен с 64-битной адресацией.
При работе со SCSI винчестерами через Direct SCSI, никаких ограничений
не существует. Поэтому в случае SCSI загрузочный раздел можно располагать в
любом месте и любого объёма.
Кроме того, не забудьте про ограничения файловых систем. Зашитая в ROM
FFS поддерживает разделы не более 2Gb. Необходимо поставить её более свежую
последнюю версию, путём прописывания в RDB - HDToolBox делает это автоматом
при разбивке HDD, либо перейти на любую современную FS типа PFS или SFS.
Q. Что такое RDB?
A. Rigid Disk Block - область в начале загрузочного диска, содержащая
описание геометрии и параметров диска, таблицу разделов и файловые системы.
Создаётся программами типа HDToolBox (поставляющегося в комплекте AmigaOS).
Диски с RDB - винчестеры, ZIP, JAZ, LS-120, Floptical, SyQuest и любые SCSI
и IDE устройства - монтируются AmigaOS автоматически при старте. Впрочем,
диск не обязательно должен содержать RDB - его можно смонтировать и позже,
но при этом загрузка с него невозможна. Исключением являются дискеты и CD.
Q. Что такое Direct SCSI?
A. С появлением на Амиге SCSI интерфейса была введена возможность прямой
посылки SCSI команд устройству. Это позволило работать с нестандартными
SCSI устройствами типа сканеров и использовать весь спектр их возможностей.
Кроме того, до появления 64-битного доступа к диску Direct SCSI команды
использовались для работы с винчестерами объёмом более 4 гигабайт.
Q. Почему зашитый в ROM A1200 scsi.device на самом деле обслуживает IDE?
A. Исторически первые винчестеры на Амиге имели SCSI интерфейс, тогда IDE
ещё просто не существовал. Работа с винчестером могла вестись как обычными
для дисковых накопителей командами побайтного доступа, так и SCSI командами
(Direct SCSI). Впоследствии - когда была введена поддержка IDE (ATA), SCSI
команды эмулировались программно. В результате, этот программный интерфейс
"прозрачен" для софта, и во всех версиях ROM, для разных моделей Амиги, как
с IDE, так и со SCSI - традиционно прошивается scsi.device.
Ситуация с ATAPI-устройствами ещё проще - ATAPI (ATA Packet Interface)
фактически представляет собой SCSI, реализованный "поверх" IDE интерфейса.
Q. Слышал, что SCSI на Амиге лучше, чем IDE. Так ли это?
A. SCSI лучше, чем IDE, не только на Амиге :)
SCSI, в отличие от IDE, изначально проработан технологически. Жилы на
SCSI кабеле чередуются с землёй, концы кабеля терминируются сопротивлениями
(обычно включаемыми перемычками на крайних устройствах) - равными волновому
сопротивлению кабеля. За счёт этого длина кабеля может составлять несколько
метров без каких-либо "глюков". SCSI, в отличие от IDE, поддерживает восемь
устройств на шине (Wide вариант - 16 устройств). Контроллер является одним
из устройств. Каждое из них, не только контроллер, может инициировать обмен
по шине: контроллер не имеет монополии на шину.
Протокол обмена SCSI допускает одновременную пересылку информации с/на
несколько устройств (reselection) - если устройство это позволяет. Обмен с
CD-ROM не будет мешать обмену с висящим на одной шине с ним винчестером.
Приличные SCSI контроллеры на Амиге имеют возможность DMA: в то время,
когда идёт пересылка с диска в память (или наоборот) процессор может делать
всё что угодно, получая лишь небольшое замедление доступа к памяти.
"Приличными" являются, к примеру, следующие контроллеры:
FastLane Z3
Blizzard SCSI Kit
CyberSCSI (модуль для Cyberstorm Mk1 и MkII)
интегрированный на плату CYBERSTORM PPC и CYBERSTORM MkIII
Максимальная скорость обмена (трансфер) составляет:
- для классического SCSI - 5MB/s
- для SCSI-2 (Fast SCSI) - 10MB/s
- для UltraSCSI или WideSCSI - 20MB/s
- для UltraWideSCSI - 40MB/s
- для Ultra2WideSCSI - 80MB/s
- для Ultra160SCSI - 160MB/s
- для Ultra320SCSI - 320MB/s
Q. Хочу подключить CD-ROM.
A. Ситуация на рынке CD-приводов сейчас такова, что куда более разумным
решением будет покупка CD-RW привода. Впрочем, работать будут и те и
другие. При наличии SCSI контроллера гораздо разумнее будет подключить
SCSI CD-привод, во всех прочих случаях остаётся IDE.
Обратите внимание, что в случае IDE гнаться за скоростями (всякие там
48х, 52х и тому подобное) нет ни малейшего смысла - из интерфейса удастся
"выжать" только примерно 13х (на A1200 IDE, в зависимости от акселератора,
это число может заметно варьироваться). Да и в целом, приводы быстрее 32х
обычно шумят, а начиная примерно с 40х есть риск разрыва диска. Также
стоит отметить, что приводы медленнее 24х обычно не понимают CD-RW диски.
Поэтому в случае IDE 24x привод будет оптимален.
Q. Можно ли подключить 4 устройства на IDE-шину, как это делается на PC?
A. Можно при помощи простой доработки, для этого вовсе не понадобится
ставить второй контроллер (на втором контроллере, например, устанавливаемом
в PCMCIA, можно использовать ещё четыре устройства). Как известно, IDE
устройства занимают в памяти две группы по 8 регистров, из которых вторая
группа фактически не используется. Вторые два устройства вешаются своей
первой группой регистров на вторую группу контроллера, в результате чего
становятся доступными программно.
Схема предоставлена Дмитрием Гжибовским из Екатеринбурга:
IDE master/slave master/slave
INTRQ CS1 CS3 INTRQ CS1 CS3
_|_ | | _|_ | |
\ / | | \ / | |
~|~ | | ~|~ | |
INTRQ -------------+--------------------+ | |
CS1 ------------------+ +--- +5v | |
CS3 ---------------------------------------+ +--- +5v
(номера контактов: INTRQ - 31, CS1 - 37, CS3 - 38)
Стандартный scsi.device будет видеть по-прежнему только 2 винчестера.
CD-ROM можно подключить третьим или четвёртым - atapi.device поймёт это как
2 и 3 unit соответственно. Если Вам нужно установить винчестер во вторую
пару, нужно поставить idefix, доступный на Аминете (atapi.device является
частью этого пакета).
Страница12345 | Предыдущая | Следующая