Главная > Компьютеры > Мониторы >
LCD: все, что вы хотели бы узнать... [3/3]

LCD: все, что вы хотели бы узнать...

06.03.2002

Параметры LCD мониторов, на которые следует обращать внимание

Пришла пора поговорить о том, что нужно учитывать при покупке LCD монитора. Может сложиться впечатление, что достаточно бросить беглый взгляд на технические характеристики имеющихся в продаже дисплеев, чтобы из их числа сразу выделить лидера. К сожалению, это будет лишь теоретический лидер, а на практике, скорее всего, победу одержит другая модель. Чтобы помочь вам избежать ошибок при выборе монитора, я привожу список основных их характеристик с пояснениями, что они означают в теории и на практике.

Разрешение. LCD мониторы в отличие от CRT имеют фиксированное разрешение, и это следует учитывать при покупке. Конечно же, цифровая панель способна выводить изображение и в другом, отличном от номинала разрешении, но в таком случае могут возникать артефакты масштабирования: неровности на окружностях, смазанные шрифты и так далее. Рассмотрим подробнее, почему так происходит. Монитор на основе электронно-лучевой трубки теоретически способен работать в любом разрешении, ведь всё, что для этого надо сделать, это изменить угол отклонения электронного луча. Луч в трубке не обязан чётко попадать в ячейки с люминофорами, он может ударить и между ними. А вот цифровая панель, число пикселей в которой строго соответствует номинальному разрешению, должна уметь корректно масштабировать изображение, причём быстро, чтобы обеспечить приемлемую частоту смены кадра. Самый простой способ проверки качества масштабирования - это изменение разрешения в Windows, когда на экране имеется текст, написанный мелким шрифтом. По контурам букв легко будет заметить артефакты интерполяции. Качественный алгоритм даст ровные, но немного размытые буквы, тогда как быстрая целочисленная интерполяция обязательно внесёт искажения (для решения этой проблемы в Windows XP имеется режим сглаживания шрифтов <clear type>). Второй параметр - скорость, с которой LCD монитор производит масштабирование одного кадра (электронике монитора требуется время, чтобы произвести интерполяцию). Если вы покупаете монитор в расчёте использовать его для игр, обязательно попросите продавца запустить динамичную игру в отличном от номинального разрешении, чтобы можно было убедиться в отсутствии задержек при смене кадров.

Размер диагонали. В отличие от CRT мониторов, указываемый размер диагонали LCD совпадает с размером диагонали видимой области. Так, видимая область LCD монитора с диагональю 15.1 дюйма совпадает с видимой областью некоторых моделей 17 дюймовых CRT мониторов.

Интерфейс. С распространением жидкокристаллических дисплеев получил путёвку в жизнь цифровой интерфейс передачи видео сигнала DVI. На видеокартах оснащённых таким интерфейсом обычно встречаются два вида коннекторов: DVI-I (совмещающий цифровой и аналоговый сигналы) и DVI-D (только цифровой). Естественно, что для соединения LCD с компьютером предпочтителен интерфейс DVI, хотя допускается подключение и через стандартный VGA разъём. Hi-end модели LCD мониторов имеют оба типа коннекторов, VGA и DVI, в то время как на остальных моделях приходится довольствоваться одним интерфейсом, которым зачастую оказывается старый VGA. На практике, если конвертер LCD монитора работает корректно и способен преобразовывать 24-битный цветовой сигнал (смотрите ниже), вы вряд ли заметите разницу между работой цифрового и аналогового интерфейса, поэтому не спешите отворачиваться от монитора только потому, что в нём нет DVI.

Количество цветов. Современная цифровая панель должна уметь отображать 24-битный цвет. Такая характеристика автоматически повышает требования к контрастности и предполагает использование DVI интерфейса. В ранних моделях цифровых панелей использовался 18-битный цвет, по 6 бит на каждую цветовую компоненту, что давало возможность отображать одновременно до 262,144 цветов (псевдо-RGB). Подобные модели и сейчас прочно занимают нишу бюджетных решений, и могут вполне подойти для работы в офисе. Но если вы желаете приобрести полноцветный LCD монитор, не спешите верить его техпаспорту, лучше сначала своими глазами посмотреть, как он отобразит непрерывную цветовую гамму. Дело в том, что некоторые производители ставят на LCD мониторы дешёвые 18-битные VGA-конверторы, которые и портят картинку. Если монитор оснащён DVI коннектором, то такой проблемы, конечно, не возникнет, но произвести визуальный контроль всё равно рекомендую. Бывает, что два дисплея (один 24-битный, другой 18-битный) разных производителей трудно отличить по картинке.

Угол обзора. Побочным эффектом использования жидких кристаллов стало резкое сокращение угла обзора экрана. Я не люблю придавать этому параметру слишком много значения, поскольку за монитором персонального компьютера бОльшую часть времени находится только один человек, но, тем не менее, не стоит недооценивать данную характеристику дисплея, и вот почему. Максимальный угол обзора определяется как угол, при обзоре с которого контрастность изображения уменьшается в 10 раз. Если от прямого угла начать медленно поворачивать голову в одну из сторон, то первое, что станет заметно, это не падение контрастности, а цветовые искажения (хорошо видно, когда весь экран залит чистым цветом отличным от белого). Причём подобные <цветовые пятна> проявляются уже при взгляде с небольшого угла, который много меньше угла обзора. Поэтому, чем больше угол обзора, тем лучше. Какие значения можно считать приемлемыми? Различают горизонтальный и вертикальный угол обзора, рекомендуемые минимальные значения - 140 и 120 градусов соответственно. Напомню, что наилучший угол обзора даёт технология MVA.

Время отклика. Этот параметр обозначает время, за которое транзистор успевает изменить пространственную ориентацию молекул жидких кристаллов. Чем меньше указанная величина, тем лучше. Для того чтобы быстро движущиеся объекты, которыми наполнены игры и видео, не казались смазанными, дисплею достаточно обладать временем отклика 25 мс. Но учтите, что разные производители мониторов по-разному трактуют время отклика. Фактически, этот параметр состоит из двух величин - времени на включение пикселя (come-up time) и времени на выключение (come-down time). Например, время включения может составлять 10 мс, а время выключения - 20 мс. Тогда суммарное время отклика будет равно 30 мс, но производитель может указать в паспорте среднее время, то есть 15 мс, или минимальное, то есть 10 мс. Поэтому, если вас интересует данная характеристика, обязательно попросите продавца поставить игру подинамичней, или же просто попробуйте быстро скроллинговать страницу. Бывает, что в таких экспериментах новомодный 25 мс монитор уступает более старому, но зато более честному 40 мс конкуренту. Также следует помнить о том, что время отклика напрямую связано с частотой обновления изображения на экране. А именно, справедлива следующая формула: максимальное число FPS = 1 с / время отклика. Вернее было бы поставить в знаменателе время выключения (come-down time), как наибольшее время за которое отдельный пиксель максимально изменяет свою яркость, но поскольку данный параметр часто бывает неизвестен, то приходится упрощать расчёт. Например, пусть имеется типичный LCD с временем отклика 25 мс, тогда получается, что частота обновления изображения на данном мониторе ограничена 40 кадрами в секунду (1 / 0.025 = 40). Если мы знаем, что величина come-down time этого дисплея равна 15 мс, то мы получим предел уже примерно в 67 кадров в секунду. В любом случае - всё это чисто теоретические величины, которые могут сильно расходится с результатом собственных наблюдений, поэтому, ещё раз: верьте глазам своим, а не техпаспорту.

Яркость. Сильная сторона LCD мониторов - яркость изображения (не путать с контрастностью). В среднем она в два раза выше показателей CRT и на то есть технические причины: в LCD достаточно увеличить интенсивность лампы подсветки, как сразу возрастёт яркость, а в трубке придётся усиливать поток электронов, что приведёт к значительному усложнению её конструкции и повысит электромагнитное излучение. Рекомендуемое значение яркости - не менее 200 кд/м2. Имейте в виду, что монитор с очень высокой яркостью вполне способен слепить глаза. Здесь принцип <чем больше, тем лучше> работает только до определённого предела.

Контрастность. За последнее время контрастность изображения на цифровых панелях заметно выросла, но по-прежнему уступает показателям CRT мониторов. Данный параметр определяется как соотношение между максимальной и минимальной яркостью. Казалось бы, при такой высокой яркости у LCD мониторов никаких проблем не должно быть и с контрастом, но... Проблема состоит в том, что LCD трудно создавать точки чёрного цвета, поскольку в отличие от CRT лампа подсветки включена постоянно, и для получения тёмных тонов используется эффект поляризации. Чёрный цвет будет чёрен настолько, насколько удалось заблокировать непрерывный световой поток. При покупке LCD следует помнить о том, что недостаток контрастности больно бьёт по количеству цветов: близкие по значению оттенки сливаются в один, особенно в области тёмных тонов. Это положение можно немного подправить настройками яркости и контраста, но только в ущерб другим оттенкам. Отсюда вывод: если вы геймер, то подбирайте себе монитор с более высокой контрастностью, так как в играх зачастую превалирует тёмная гамма. Рекомендуемое значение контрастности - 300:1 и выше. Лучшей контрастностью обладает технология MVA, но мониторы на её основе всё ещё редки.

О чём ещё следует помнить при покупке

В предыдущем разделе я много раз повторял, что такой-то параметр нужно проверять на месте, глядя на экран. Отсюда главная рекомендация покупателю: проверяйте LCD монитор. И по возможности именно тот экземпляр, который собираетесь приобрести, а не другой, аналогичной модели. Для проверки качества цветопередачи потребуется вывести непрерывную цветовую гамму, в которой одновременно должны быть видны тёмные и светлые оттенки. В случае неудовлетворительной картинки не стесняйтесь воспользоваться регулировкой яркости и контраста для её корректировки. Для проверки отсутствия размывания быстро движущихся объектов посмотрите динамичный видеоролик, демо из игры, или просто поскроллингуйте страницу с текстом.

Сам процесс покупки довольно-таки прост. Пришли в магазин, присмотрелись к образцам, прочитали их характеристики, сузили круг претендентов. Дальше надо начинать проверять:

  • Убедитесь, что монитор вам подходит. То есть, вы выбрали модель заранее по паспортным данным, а теперь надо проверить, что эти теоретические данные отражают настоящие параметры монитора. При тестировании пригодится программа вроде Nokia Monitor Test или подобная ей, а также не помешают видеоролики и игры.
  • Проверьте равномерность цветовой заливки по всем областям экрана. Экран надо целиком заполнить чистым цветом и убедиться в отсутствии светлых пятен ближе к углам (у CRT наоборот, углы обычно темнее).
  • Проверьте отсутствие <мёртвых> пикселей цифровой панели. Просто внимательно осмотрите экран, точки постороннего цвета легко найти. Если есть хоть один - не покупайте, сгоревшие транзисторы в матрице LCD восстановлению не подлежат.
  • Убедитесь в том, что продавец предоставляет надёжную гарантию, а также ознакомьтесь с её условиями. В условиях гарантии должно быть указанно, какое количество "мёртвых" точек допустимо, и не считается дефектом. Поскольку восстановить отдельные пиксели дисплея невозможно, то продавцу придётся просто выдать вам новый монитор, что ему очень невыгодно. Поэтому существует допустимое количество неработающих точек на дисплее (три, пять, семь - число нужно узнать у продавца), при появлении которых монитор всё ещё не считается дефектным.

Серьёзная гарантия очень важна для LCD мониторов, но и её срок когда-нибудь истечёт. Поэтому, если вы покупаете монитор всерьёз и надолго, по возможности отдавайте предпочтение более дорогим, но и более надёжным моделям. Например, ресурс работы лампы подсветки в 2-3 раза меньше ресурса работы самой панели. В дешёвых моделях мониторов обычно устанавливается только одна лампа, которую ещё не всегда можно заменить. В более дорогих моделях устанавливаются дополнительные лампы, которые в случае чего заменят отказавшую. Чтобы продлить срок службы LCD монитора, тщательно соблюдайте правила его эксплуатации.

Не спешите приобретать монитор только потому, что он имеет небольшой плюс в виде встроенных динамиков или шарнира для установки экрана в вертикальное положение, лучше приобрести модель с более совершенными характеристиками. Встроенные динамики уступают даже самым дешёвым настольным, а шарнир хоть и весьма полезен при редактировании документов и веб-сёрфинге, но только для мониторов с солидным разрешением. Например, в стандартном 15.1 дюймовом LCD мониторе 1024x768 при повороте превратятся в 768x1024. Ширина в 768 точек будет тесновата для Word, Excel и большинства сайтов, и возможность работы <по вертикали> останется для такого монитора лишь забавной игрушкой.

И последний на сегодня, но не последний по значению совет: по возможности выбирайте модель (модели) заранее, по тестам и обзорам, и только после этого ищите её (их) в торговых центрах. Поскольку LCD мониторы мало распространены, выбрать нужную модель, просто придя в магазин, удаётся далеко не всегда. Вашего идеала может там просто не оказаться. Настоятельно рекомендую не торопиться с покупкой и поискать именно тот монитор, который в полной мере удовлетворит вашим требованиям.

Если вы дочитали до этого места с самого начала статьи, то вы уже в достаточной степени разбираетесь в устройстве LCD, и можете смело приступать к выбору вашего идеального монитора.

Удачного вам приобретения!



ViC (address19@mail.ru)


Страница 1 2 3 Предыдущая


Украинская Баннерная Сеть

Главная  Алфавитный индекс  Справка  Добавить FAQ  E-mail
Новости  Поиск по сайту

© УкрFAQ 2002
Сайт создан в системе uCoz