Summary: Цель этого документа -- ознакомить новых участников
конференции relcom.rec.puzzles с правилами этикета,
принятыми в конференции, а также помочь им определить,
является ли их замечательная новая головоломка таковой
для остальных "пузляров" -- участников и читателей
конференции relcom.rec.puzzles.
Keywords: FAQ, puzzles, ЧаВО, головоломки
Period: Это документ публикуется еженедельно (по понедельникам)
в конференции relcom.answers, а также два раза в месяц
(1-го и 15-го) в конференции relcom.rec.puzzles.aux.
Конференции relcom.rec.puzzles и relcom.rec.puzzles.aux
Частые Вопросы и Ответы (ЧаВО)
Версия 0.02
24.10.1996
Приветствую всех читателей ЧаВО конференции relcom.rec.puzzles
(r.r.p).
Цель этой статьи -- ознакомить новых читателей с правилами эти-
кета, принятыми в конференции, а также помочь читателям определить,
является ли их замечательная новая головоломка таковой для осталь-
ных "пузляров" -- участников и читателей конференции r.r.p.
Ведущий ЧаВО -- Константин Александрович Кноп, kk@knop.spb.ru.
Текущая версия данной статьи публикуется во вспомогательной конфе-
ренции relcom.rec.puzzles.aux (r.r.p.a) 1-го числа каждого месяца.
Вопросы и комментарии по содержанию ЧаВО направляйте по адресу
kk@knop.spb.ru.
0. ПРЕДИСЛОВИЕ И ОГЛАВЛЕНИЕ
Relcom.rec.puzzles -- это конференция для любителей головоломок
и занимательных задач. Её название расшифровывается так: 'relcom'
-- общее название иерархии русскоязычных конференций; 'rec' -- сок-
ращение от английского слова "отдых, развлечение, досуг"; 'puzzles'
-- головоломки. (В последнее время получил распространение один вид
puzzles -- составные картинки. На самом деле понятие 'puzzle' (а
по-русски -- пузель!) шире: сюда входят все головоломки, загадки,
шарады, различные интеллектуальные игры и т.д.
Пожалуйста, прежде чем послать головоломку в r.r.p, прочтите
эту статью до конца! В статье содержится:
0. Предисловие и оглавление
1. Что нужно сделать, чтобы отправить головоломку в конференцию
2. Некоторые головоломки
3. Некоторые типы головоломок
4. Публикация решений и переписка с авторами
5. Благодарности
6. Обращение к читателям
1. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОТПРАВИТЬ ГОЛОВОЛОМКУ В КОНФЕРЕНЦИЮ
Перед тем, как отправить головоломку в relcom.rec.puzzles
(.aux), постарайтесь убедиться, что эту же головоломку туда не от-
правил кто-либо другой. Для этого, пожалуйста, просмотрите статьи,
опубликованные в конференции за последний месяц! Если Вы выписыва-
ете конференцию меньшее время, Вы можете заказать более ранние
статьи с сервера NEWS@SIMTEL.RU, на котором они хранятся 30 суток.
Список команд этого сервера можно получить, послав ему команду help.
Прочтите Устав конференции relcom.rec.puzzles(.aux), публику-
емый в aux-конференции в начале каждого месяца.
Приведите в своей статье (так мы называем все письма, отправ-
ленные в конференцию) четкую и ясную формулировку головоломки. Фор-
мулировка не должна содержать подсказок и указаний -- только усло-
вие. Если Вам хочется дать подсказку, это лучше всего сделать через
несколько дней, после того, как остальные пузляры уже попробуют по-
решать Ваш пузель без подсказок.
Дайте статье максимально информативный заголовок, отражающий
суть головоломки. В r.r.p сложилась такая практика: в начале заго-
ловка указывается шифр головоломки, обычно состоящий из инициалов
автора и порядкового номера его головоломки. Например, 'PQ-17: О
волке, козе и $$$' -- это заголовок семнадцатой головоломки автора
с инициалами P.Q.
Если объём Вашей статьи не превысил 10 Кб, направьте её в кон-
ференцию relcom.rec.puzzles. В противном случае опубликуйте основ-
ную часть статьи во вспомогательной конференции r.r.p.aux, а в
r.r.p поместите только короткое сообщение со ссылкой.
Если Ваш пузель -- данетка (см. ниже), то помните: публикуя ее,
Вы берете на себя обязательство оперативно отвечать на все вопросы
по этой данетке. Обязательно перечитайте пункты Устава, в которых
говорится о данетках.
2. НЕКОТОРЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ
Я включил в этот раздел по своему усмотрению некоторые из
встретившихся в конференции puzzles, считая их наиболее известными
(по сравнению с остальными). В дальнейшем в этот раздел будут до-
бавляться те головоломки, которые попадали в конференцию несколько
раз.
2.1. Весы
Среди 12 монет одна фальшивая. Она отличается от остальных по
весу, но неизвестно, легче она или тяжелее. Как за три взвешивания
определить фальшивую монету на двухчашечных весах без гирь?
2.2. Последовательность
Продолжите последовательность: 1, 11, 21, 1211, 111221, ... ?
2.3. Человек ездит на лифте
Данетка: человек каждое утро едет на лифте с 10-го этажа на
1-й, а вечером, приходя домой, доезжает лифтом только до 3-го эта-
жа, а дальше поднимается пешком. Почему?
3. НЕКОТОРЫЕ ТИПЫ ГОЛОВОЛОМОК
Этот раздел содержит информацию о типах головоломок, которые
уже встречались в конференции r.r.p.
3.1. Данетки ("ситуации") и другие коллективные игры
Собственно, данетка - это не жанр головоломки, а способ ее
коллективного решения. При разгадывании данетки можно задавать
ее автору любые вопросы, а он на них отвечает "да" или "нет".
Допускаются и другие ответы ("не важно", "вопрос некорректен"
и т.п.), но автор не сообщает никакой дополнительной информации.
Как показал опыт конференции, некоторые задачи, сразу не решав-
шиеся, были впоследствии успешно решены "в режиме данетки".
Но существуют и задачки, специально придуманные для решения
в таком режиме. Вот неполный список тех, которые уже решены в r.r.p:
Звенит будильник, и мужик умирает
Лежит мужик с мешком за плечами
Мальчик с девочкой в кафе
Мужик и непогода
Очередной товариСТЧ в пустыне...
Повешенный
Почему он не едет вверх на лифте?
Пошел в лес и не вернулся
Не видать вам золота!
Рука не та
Странное поведение ковбоя в баре
Труп под гостиничной кроватью
Хорошо, что пополам!
Человек без пищи прожил год на острове
Циркач пришел к себе домой и умер
Данетка - не единственный вид возможной коллективной игры-голо-
воломки. Надеемся, что скоро в конференции появятся и другие игры,
требующие совместного разгадывания.
3.2. Последовательности
101, 112, 131, 415, 161, 718, ?, ...
О, Д, Т, Ч, П, Ш, ?, ...
Ь, Ь, Т, Ь, ?, Ь, Ь, Т, Ь, Ь, Ь, Ь
С 1994 года существует электронная (онлайн) энциклопедия цело-
численных последовательностей. Чтобы узнать про некоторую последо-
вательность, напишите электронное письмо по адресу
sequences@research.att.com,
содержащее до пяти строк такого вида:
lookup 4 9 16 25 36
В ответ вы получите все последовательности из энциклопедии, со-
держащие Вашу последовательность. Пустое письмо в этот же адрес
позволит Вам получить более подробные инструкции (на English).
3.3. Лингвистика
Придумать кратчайшее предложение, содержащее весь алфавит
Придумать самое длинное односложное слово
Какие слова содержат 'еее'?
Какое наибольшее число согласных может идти подряд?
Какое наибольшее число одинаковых букв бывает в одном слове?
Анаграммы про Ельцина и Лебедя
Игра "наборщик"
Шифровка с морзянкой
Все эти и многие другие задачи уже опубликованы в r.r.p.
3.4. Логические головоломки
3 лампочки, 3 выключателя
Задача о справедливом разделе ("Честные золотоискатели")
Это предложение содержит ... слов, ... слогов, ... букв
Видов логических задач не перечесть. Сборников логических голо-
воломок -- тоже. Но если Ваш пузель еще не встречался в r.r.p --
милости просим!
3.5. Физические головоломки
Насколько высоко можно прыгнуть, находясь на Луне?
Куда девается импульс заводного автомобильчика,
когда завод кончается?
Как зависит время варки картофеля от его диаметра?
Почему низ кучевого облака плоский, а верх и бока "кучерявые"?
Физика необъятна и бесконечна, как Вселенная.
Точнее, она конечна, но постоянно расширяется.
Расширяются и наши познания в физике.
В том числе -- благодаря задачам, опубликованным в r.r.p.
3.6. Математические головоломки
Софизм о мнимой единице
Найти число, в 8 раз меньшее суммы своих цифр
Слоны и верблюды
Как разрезать квадрат на ... частей
3.7. Алгоритмические головоломки
Роботы-парашютисты
Найти 2 сгоревших лампочки из 27 за минимум проверок
Найдите формулу для чисел в таблице ...
Фальшивые монеты
Уровень 13 игры Stoneage
4. ПУБЛИКАЦИЯ РЕШЕНИЙ И ОТКЛИКОВ. ПЕРЕПИСКА С АВТОРАМИ
Все пузляры строго придерживаются правил, записанных в Уставе
конференции. Здесь приведена только часть уставных правил, а также
некоторые советы.
Если Вы хотите опубликовать решение головоломки или комментарий
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Удостоверьтесь, что никто не послал решение до Вас. Если реше-
ние кем-то уже опубликовано, Вам не следует публиковать свое. Одна-
ко если опубликованный ответ, на Ваш взгляд, неточен или неполон,
Вы вправе высказать свое мнение.
Повторите в своей статье условие пузеля. Затем наберите "[От-
вет]" на отдельной строке. За этой строкой разместите "страховочный
блок" в виде последовательности цифр "9", "8", ..., "1", стоящих в
отдельных строках и отделенных друг от друга парами пустых строк.
После страховочного блока напишите текст ответа.
Желательно снабдить статью заголовком (Subject), совпадающим с
заголовком статьи с формулировкой пузеля, добавив префикс "Re: " к
началу заголовка. Ни в коем случае не убирайте из заголовка автор-
ский шифр и не вписывайте перед ним ничего, кроме "Re: ". Если Вы
хотите дополнить исходный заголовок, сделайте это в его конце.
Если Вы хотите прокомментировать решение, опубликованное
кем-либо другим, Вы можете процитировать его полностью или частич-
но. Но будет лучше, если Вы сведете цитирование к минимуму. Важно
только, чтобы читающие Вашу статью смогли понять, на какую именно
публикацию Вы откликаетесь. Вполне достаточно привести сокращенный
заголовок (строки From:, Date:, Subject:) исходного письма.
Если вы собираетесь послать личное письмо автору головоломки
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Убедитесь, что автор не возражает против личных писем с ответа-
ми на его пузель. Если же в тексте статьи с формулировкой голово-
ломки имеется фраза "ответы только в конференцию", посылать Ваше
письмо не стоит.
Учтите, что автор имеет право цитировать Ваше решение по своему
усмотрению. Если Ваше решение будет расценено автором как правиль-
ное, он может упомянуть Ваше имя и адрес.
Снабдите письмо таким же заголовком (Subject), как у исходного
пузеля, и добавьте префикс "Re: " к его началу.
Помните, что автор не обязан отвечать на Ваше письмо.
Если вы собираетесь поучаствовать в решении данетки
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Все вопросы по данетке шлите ее ведущему -- автору статьи с
формулировкой данетки. Ответы ведущий, как правило, сообщает всем
пузлярам, приславшим вопросы (через конференцию или в письмах). Ес-
ли автор пишет "ответы через конференцию", то рекомендуем Вам на
время решения данетки оформить подписку на конференцию r.r.p. в ре-
жиме FEED (RFEED) -- это позволит не отставать в получении статей
от других читателей-решателей.
Если вы хотите обсудить вспомогательные вопросы
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
ИЛИ объем вашей статьи > 10 Кб
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Отошлите статью в конференцию r.r.p.a.
5. БЛАГОДАРНОСТИ
При написании данного ЧаВО использованы два документа -- "Устав
r.r.p." и "rec.puzzles FAQ". Приношу самые искренние благодарности
их авторам
Александру Ефимовичу Гутману, root@gutman.nsu.ru, и
Jonathan S. Haas, jhaas@microsoft.com.
6. ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ
Автор просит не судить его слишком строго. Я надеюсь, что очень
многое будет улучшено в результате сделанных Вами замечаний и пред-
ложений. Кроме того, при написании текста я остро ощущал необходи-
мость сослаться на архив материалов конференции. Увы, общедоступно-
го архива у конференции пока нет (не считая 30-дневного текущего
комплекта статей на Simtel'е). Будем надеяться, что мы решим эту
задачу-головоломку в ближайшем будущем.
P.S. Добавление от АГу:
Друзья! С 25 октября 1996 г. работает локальная конференция
mv.rec.puzzles.postmasters, созданная для обсуждения почтовых
проблем подписчиков конференций relcom.rec.puzzles[.aux] и
доступная только через два сервера новостей:
- сервер Simtel (news@simtel.ru)
- сервер Gamma (newsserver@srcc.msu.su)
Устав mv.rec.puzzles.postmasters ежемесячно публикуется в
конференции relcom.rec.puzzles.aux.
puzz04
quit