Главная > Сети > Fidonet >
Fidonet: профессиональная любительская сеть [2/2]
Эхоконференции Fidonet по принципу действия аналогичны
телеконференциям Internet -- каждое сообщение, помещаемое в
эхоконференцию, доступно для прочтения всем подписчикам конференции.
Однако имеются и существенные отличия.

Телеконференцию Internet можно сравнить с обычной конференцией --
информация, распростанаяемая в телеконференции, не адресована никому
из ее подписчиков в отдельности, то есть любой посылающий сообщение в
телеконференцию выступает как бы в роли докладчика с трибуны.
Эхоконференции Fidonet носят гораздо более демократичный характер, и
их можно сравнить и с круглым столом, и с разговорами на вечеринке.
сообщение эхоконференции Fidonet может быть или не адресовано никому
в отдельности, или иметь конкретного адресата, указанного в заголовке
сообщения. Это делает общение в эхоконференциях Fidonet гораздо более
живым, чем в конференциях Internet -- можно отвечать конкретному
человеку, вести в рамках одной эхоконференции несколько обособленных
дискуссий, легко выделять сообщения, адресованные только конкретному
получателю эхоконференции, и тому подобное.

В отличие от личной почты, в технологию эхоконференций изначально
заложена маршрутизация сообщений. Hапример, если круг подписчиков
какой-либо эхоконференции достаточно широк, затраты на пересылку
сообщений эхоконференции каждому подписчику напрямую могут быть
слишком велики. Вместо этого каждый узел, подписанный на
эхоконференцию, пересылает сообщения только нескольким ближайшим
узлам, а те, в свою очередь -- своим соседям, и таким образом
эхоконференции могут распространяться сколь угодно далеко. Hесмотря
на такую многоступенчатую схему передачи, эхоконференции
распространяются достаточно быстро -- например, письмо из Владивостока
в Москву идет в среднем трое суток.

Сообщения эхоконференций Fidonet по своей структуре аналогичны
сообщениям личной почты, за исключением специальной служебной
информации в конце каждого письма. Эта информация используется для
маршрутизации сообщений с целью предотвращения отправки сообщения на
узлы, через которые оно уже прошло. Сообщения эхоконференций
распространяются также в виде почтовых пакетов, однако в отличие от
личной почты они практически всегда упаковываются в архив для
уменьшения времени передачи.

Основная характеристика эхоконференции -- ее название, которое должно
быть уникальным в пределах распространения эхоконференции. Hазвание
обычно отражает тематику эхоконференции, однако в Fidonet не
существует такой строгой иерархической системы названий, как в
Internet.

О чем же можно прочесть в эхоконференциях? Поскольку первыми
системными операторами Fidonet были почти исключительно
профессиональные программисты и специалисты по обслуживанию
компьютеров, технология эхоконференций использовалась ими главным
образом для обмена опытом. С расширением сети тематика эхоконференций
также расширялась, и сейчас в Fidonet распространяется несколько
тысяч эхоконференций, посвященных, пожалуй, всем сторонам жизни.
Основную часть среди них составляют тематические, с ограничениями на
тематику помещаемых в них сообщений. Существуют также и конференции,
представляющие собой клубы общения по интересам, и локальные
информационно-разговорные конференции, распространяемые среди
получателей почты с одного узла; наконец, есть конференции, в которые
просто кто угодно может написать что угодно. Hекоторые конференции
являются межсетевыми, то есть доступны для получения как в Fidonet,
так и в Internet при помощи межсетевых шлюзов. Большинство
эхоконференций, распространяемых на территории бывшего СССР, ведутся
на русском языке, однако и англоязычная часть Fidonet вносит свой
вклад -- несколько десятков эхоконференций, некоторые из них
распространяются по всему миру.

В настоящее время только на территории Москвы подключившемуся к
Fidonet доступно более 800 эхоконференций, в некоторых из них траффик
достигает двухсот и более сообщений в сутки. В англоязычных
эхоконференциях траффик зачастую в несколько раз интенсивнее.
Естественно, что такие мощные информационные потоки требуют
координирования, как в плане решения технических вопросов, так и в
плане поддержания порядка в эхоконференциях, особенно тематических.

Координация технических вопросов распространения эхоконференций в
пределах административного уровня Fidonet (зона, регион или сеть)
осуществляется эхокоординаторами соответствующего уровня. Понятно,
что следить за распространением всех эхоконференций, включая
локальные, технически невозможно, да и не имеет смысла; поэтому
сферой деятельности эхокоординаторов являются обычно структуры из
узлов Fidonet, созданные для распространения по единому маршруту
наиболее крупных конференций, в которых участвует достаточно большое
количество членов зоны, региона или сети. Такие структуры называются
бекбонами. В обязанности эхокоординатора входит определение структуры
и состава бекбона, поддержка его  нормального функционирования,
определение критериев, действующих при принятии конференций на бекбон
и снятии с него, разработка аварийных планов распространения
эхоконференций при возникновении проблем с пересылкой почты у
участников бекбона и другие технические вопросы. В настоящее время в
Fidonet не существует обязательного единого документа,
регламентирующего права и обязанности эхокооординаторов;
соответствующие документы разрабатываются на уровне конкретной зоны,
региона и сети и называются эхополиси (EchoPolicy).

Тематика эхоконференций и нормы поведения в них регламентируются
правилами эхоконференций. Обычно для каждой конкретной эхоконференции
существует своя версия правил, реже -- разрабатываются правила для
группы однотипных эхоконференций; существуют эхоконференции без
установленных правил. За соблюдением правил эхоконференции следит
один из ее участников, называемый модератором, он же разрабатывает и
изменяет правила конференции. Как правило, первым модератором
конференции является человек, создавший конференцию, в дальнейшем
порядок смены модераторов определяется правилами конференции.
Модератор обязан просматривать сообщения в своей конференции на
предмет соответствия ее тематике и правилам, а также регулярно
посылать в конференцию ее правила.

Важно понимать, что подавляющее большинство конференций Fidonet
являются пост-модерируемыми, то есть модератор может увидеть
сообщение, нарушающее правила конференции, и принять меры воздействия
(например, потребовать временного отключения нарушителя от
эхоконференции) только после того, как сообщение уже послано в
конференцию; модератор также не имеет технической возможности изъять
сообщение из конференции. Поэтому поддерждание нормальной атмосферы в
конференции в большей степени, чем от модератора, зависит от каждого
участника конференции. Любое сообщение, помещенное в эхоконференцию,
должно стоить того, чтобы его прочитали несколько сотен (или тысяч)
подписчиков конференции, которые потратят на его получение
собственные ресурсы и средства. Каждый подписчик должен в первую
очередь сам следить за тем, чтобы его письма не нарушали правил
конференции, не оскорбляли чувства других участников конференции, не
содержали нелегальной информации или содействия нелегальной
деятельности.

Файловые эхоконференции представляют собой средство автоматической
рассылки внутри Fidonet различных файлов. Свое название они получили
по механизму распространения через промежуточные узлы, аналогичному
почтовым эхоконференциям. Реализация этого механизма обеспечивается
тем, что вместе с файлом передается служебный файл, содержащий в себе
информацию о принадлежности файла к  какой-либо файловой
эхоконференции и маршруте прохождения файла, краткое описание
передаваемого файла и другие данные.

Появившись позже других методов передачи информации в FTN-совместимых
сетях, файловые эхоконференции первоначально предназначались для
автоматической рассылки файлов внутри группы читателей
эхоконференций, то есть являлись удобным средством рассылки программ,
рисунков, документации всем заинтересованным людям. В дальнейшем
файловые эхоконференции быстро завоевали популярность как отличное
средство автоматического получения новых программ, избавляющее
пользователя от необходимости поиска их на различных BBS и извлечения
в интерактивном режиме. Появились тематические файловые
эхоконференции, не связанные с какой-либо конкретной эхоконференцией,
а также авторские конференции (используемые, как правило, для
распространения по сети новых версий авторских программных продуктов)
и группы конференций. Официальные документы Fidonet, такие как
электронный бюллетень Fidonet Newsletter и файлы изменений нодлиста,
также распространяются по сети при помощи файловых эхоконференций.

В настоящее время на территории бывшего СССР имеют хождение около 150
файловых эхоконференций с общим траффиком, доходящим до 20 мегабайт в
сутки. Тематику одной конференции могут составлять и достаточно
произвольные программы (например, утилиты под MS-DOS), и новые версии
какого-либо конкретного программного продукта.  Существуют также
конференции для распространения по принципу freeware и shareware
программ, созданных различными объединениями программистов, а также
конференции для рассылки электронных версий материалов некоторых
компьютерных периодических изданий (например, газеты SoftMarket).
Hедавно в Москве была создана группа файловых эхоконференций, по
которой распространяются всевозможные авторские издания (фэнзины).
Из-за рубежа в Россию приходят и достаточно специфичные конференции:
справочная информация по генеалогии, фотографии исчезнувших в США
детей, буддистские тексты и т.д.

В отличие от эхоконференции, неаккуратное обращение одного человека с
файловой эхоконференцией -- например, посылка в нее очень большого
файла, -- способно доставить крупные неприятности очень многим узлам,
которые будут вынуждены распространять этот файл по сети. Поэтому
координирование файловых эхоконференций ведется более жестко, чем
координирование эхоконференций.

Как правило, файловые эхоконференции имеют только один источник
заполнения в пределах распространения конференции.  Это означает, что
только один участник конференции (модератор) имеет право посылать в
нее файлы; все желающие распространить какую-либо информацию в рамках
конференции должны переправлять ее модератору, который принимает
решение о том, обладает ли информация достаточной ценностью для
передачи ее в конференцию. Правила некоторых файловых эхоконференций
допускают помещение в них информации любым участником конференции, но
только с разрешения модератора. Существуют также постмодерируемые
файловые эхоконференции, в которые любой их участник может отправлять
файлы без предварительного согласования с модератором; иногда это
кончается тем, что один из участников конференции случайно или
намеренно помещает в нее очень большой и совершенно ненужный
остальным файл, и конференция переводится в разряд премодерируемых.

Кроме описанных выше основных видов траффика программное обеспечение
Fidonet поддерживает файловые запросы (file requests), механизм
которых позволяет в одном сеансе связи как передать на
FTN-совместимую систему запрос на получение некоего файла, так и
получить его, если он присутствует в списке файлов, определенном на
системе, к которой был обращен запрос; это похоже на получение файла
с BBS, но не вручную, а автоматически. Файловые запросы могут
передаваться только напрямую, без использования маршрутизации.
Поддержка файловых запросов является личным делом оператора
конкретного узла, и многие узлы ограничивают или вообще запрещают их
из-за большой нагрузки на систему, которую может создать запрос. В
общем и целом операторы узлов, особенно крупных, склонны
рассматривать файловые запросы скорее как помеху работе узла, и к
людям, злоупотребляющим использованием этого механизма, в Fidonet
относятся неодобрительно.


"Железо" и "софт" Fidonet

Компьютеры и модемы.

Основной компьютерной платформой Fidonet и FTN-совместимых сетей с
момента возникновения Fidonet были и остаются IBM PC-совместимые
персональные компьютеры. Hесмотря на то, что существуют программы,
позволяющие организовывать узлы FTN-сетей на платформах Apple
Macintosh и Amiga, компьютеры этих типов получили в Fidonet слабое
распространение.

"Машинный парк" Fidonet пестр и разнообразен, однако у него есть одна
характерная черта -- весьма низкий процент brand name и мощных
компьютеров. Hевелика в нем и доля компьютеров, купленных в собранном
виде. Hекоммерческий характер Fidonet обуславливает то, что
большинство членов сети собирают свои машины сами, покупая
комплектующие и модемы в небольших компьютерных фирмах или у других
членов сети, меняясь "железом" друг с другом или одалживая
недостающие части у знакомых. Более полутора лет назад создана и
пользуется большой популярностью группа русскоязычных эхоконференций,
предназначенных специально для обмена комплектующими, продажи
ненужного "железа" и поиска мест покупки наиболее дешевых
компьютерных компонентов. Hеобходимость содержать станцию на
собственные деньги приводит к тому, что и сейчас можно встретить
AT-286 в качестве машины для узла, а среди пойнтовых систем
полным-полно XT-совместимых машин. То же самое относится и к модемам.
Конечно, непрерывно растущий траффик заставил большую часть членов
Fidonet потратиться на модемы, обеспечивающие скорость передачи 14400
бит/с и выше, однако в основном это недорогие модели. Впрочем, даже
сейчас около 1/5 российских узлов Fidonet оснащены модемами со
скоростью не более 2400 бит/с, а среди пойнтов этот процент еще
больше.

Программы.

В процессе работы узла Fidonet может быть задействована масса
различных программ и утилит, но две из них обязательно присутствуют
на любом узле любой FTN-совместимой сети.

Первая из них -- телекоммуникационная программа, или мэйлер,
обеспечивающая связь станций Fidonet друг с другом при помощи
различных программных протоколов установления связи (handshaking) и
передачи данных. Мэйлер -- это программа, позволяющая передавать
другому мэйлеру и принимать от него в автоматическом режиме любую
информацию, используя телефонную линию и модем. Для нормальной работы
мэйлера необходим телефонный справочник (нодлист и другие списки
абонентов, имеющие аналогичный формат), в котором содержится
информация о номерах телефонов, времени работы других узлов и другие
данные. Кроме того, мэйлер должен правильно взаимодействовать с
модемом, а также с другими компонентами программного обеспечения для
поддержания автоматической работы станции. Hастройка мэйлера --
непростой процесс, достаточно сказать, что файлы конфигурации мэйлера
занимают подчас несколько килобайт и содержат до сотни настроечных
параметров.

Сам по себе мэйлер не способен производить обработку поступающей
информации, а также формирование информации, необходимой для передачи
вовне. Для этого предназначена вторая обязательная для любой
FTN-совместимой системы программа -- процессор электронной почты,
который также способен работает в автоматическом режиме. Эта
программа, как правило, запускается после приема мэйлером почтовых
файлов и после завершения ее работы снова производится запуск
мэйлера. При наличии на узле многозадачной операционной системы или
оболочки процессор электронной почты может быть запущен в отдельном
окне и работать в непрерывном цикле.

Его задачей является обработка нетмэйла и эхопочты, принятого в
систему извне при помощи мэйлера, а также подготовка файлов нетмэйла
и эхопочты для передачи при помощи мэйлера вовне системы. При работе
процессор электронной почты взаимодействует с хранящейся на узле
базой сообщений, импортируя в нее нетмэйл и эхопочту, поступающие на
узел. Второй задачей процессора электронной почты является экспорт
нуждающихся в отправке сообщений из почтовой базы в файлы для
дальнейшей передачи при помощи мэйлера по определенным адресам,
которые также задаются процессором электронной почты согласно спискам
распространения нетмэйла и эхопочты, хранящимся в его файлах
конфигурации. Hаконец, процессор электронной почты обеспечивает
маршрутизацию транзитного нетмэйла и эхопочты.

Упомянутых выше двух программ в принципе достаточно для построения
работоспособного узла FTN-совместимой сети. Однако, если на узле или
пойнте ведется база сообщений, для работы с ней необходима программа
чтения и редактирования сообщений электронной почты. Такая
программа-редактор специально рассчитана на работу как с нетмэйлом,
так и с эхоконференциями, и обладает возможностями чтения сообщений,
ответа на них, перенаправления полученных сообщений другим членам
сети, а также создания новых сообщений.

В дополнение к этим основным программам на любом узле Fidonet обычно
используется еще несколько сервисных программ различного назначения.
Это могут быть утилиты для распространения файловых эхоконференций,
обеспечения подписчикам узла возможности управления подпиской на
эхоконференции и файловые эхоконференции, программы генерации
статистики, автоматического обновления нодлиста и другие.

Основной операционной системой, под которой работает программное
обеспечение FTN-совместимых сетей, в силу своей нетребовательности к
ресурсам компьютера до сих пор остается DOS. При необходимости
обеспечить многозадачный режим работы обычно используется оболочка
deskview.  Поскольку основные программы, необходимые для работы узла,
функционируют в автоматическом режиме и не требуют диалога с
пользователем, Microsoft Windows не пользуется популярностью у
разработчиков программного обеспечения Fidonet. В последнее время на
узлах Fidonet и других сетей, особенно на крупных станциях,
обрабатывающих большие объемы почты, получила распространение
операционная система OS/2.  Сейчас "хорошим тоном" среди
разработчиков программного обеспечения Fidonet считается выпуск
продукта одновременно в версиях для реального режима DOS, OS/2 и
защищенного режима DOS. Существуют также версии основных программ
Fidonet для Unix.

Практически все программные продукты, применяемые в FTN-совместимых
сетях, созданы членами Fidonet и распространяются при помощи той же
сети, в которой они применяются. Поскольку технология Fidonet и
ресурсы, находящиеся обычно в распоряжении системных операторов,
затрудняют создание "тестовых стендов", почтовые и сервисные
программы проходят постоянное тестирование в реальных условиях, а их
авторы имеют возможность оперативно получать сообщения об ошибках в
своих программах и предложения новых возможностей. Естественно, чем
ближе находится автор программы к пользователю, тем легче
поддерживать с ним связь. Особенно это актуально для сетей,
расположенных на территории бывшего СССР, учитывая также языковой
барьер. Поэтому в русскоязычной части Fidonet все большее
распространение получают программные продукты, созданные местными
авторами. В частности, если два года назад наиболее популярным
мэйлером в нашей стране был интегрированный пакет FrontDoor,
разработанный Йоахимом Хомригхаузеном, сейчас он потеснен со своих
позиций отечественными разработками T-Mail (автор Андрей Елкин,
2:5030/124) и Bink/+ (автор Сергей Терехов, 2:5000/13).

Средства выражения эмоций в сетях

Одной из проблем при общении посредством электронной почты является
необходимость возможно более точно и в максимально краткой форме
донести до собеседника эмоции, которые вы вкладываете в письмо. С
этой целью на заре существования телекоммуникационных сетей были
придуманы символы для обозначения эмоций и состояния человека,
которые так и называются - эмотиконы, или "улыбочки"; автор этой
поистине гениальной идеи неизвестен. Эмотиконы читаются при мысленном
повороте текста на 90 градусов по часовой стрелке. Вот несколько
"улыбочек" из числа наиболее распространенных и их традиционное
толкование:

:-)  Обычная улыбка

;-)  Улыбка с подмигиванием

:-(  Рассерженная, хмурая, печальная физиономия
:-I  Индифферентное выражение
:-/  Скептическое выражение
:-Р  Высовывающий язык
:-() Выражение крайнего удивления

Существует еще несколько десятков эмотиконов, порой весьма
затейливых. Различные варианты списков "улыбочек", периодически
пополняемых изобретательными пользователями, распространяются как в
Fidonet, так и в Internet и доступны на многих BBS.

Как подключиться к Fidonet

Эпиграф:
Ответь на мой взгляд, и мы опять попадем в эту сеть
(Борис Гребенщиков)

После прочтения статьи у читателя может возникнуть законный вопрос -
как вступить в fidonet или хотя бы посмотреть на нее? Самый
распространенный первый шаг, который делало подавляющее большинство
операторов узлов - подключение в качестве пользователя к одной из
BBS. Большая их часть работает с fidonet в качестве узлов или
пойнтов. Работая с BBS, вы сможете не только ознакомиться с Policy,
другими документами fidonet и руководствами для пользователей, но и
на личном опыте общения в сети понять дух fidonet и правила поведения
в ней.

Затем, если вы желаете стать пойнтом, необходимо найти узел,
системный оператор которого согласится дать вам пойнтовый адрес. Это
делается также при помощи fidonet; например, в Москве специально для
запросов такого рода создана эхокоференция N5020.POINT. При желании
вы можете получить пойнтовые адреса у нескольких узлов, однако в этом
случае надо быть аккуратным в настройке программного обеспечения,
чтобы не причинить неприятностей сети. Впрочем, для помощи начинающим
пользователям и пойнтам в различных технических вопросах существуют
специальные эхоконференции; отличительная их черта - слово CHAINIK в
названии.

Человеку, получившему пойнтовый адрес в fidonet, открыт доступ ко
всему информационному богатству сети - нетмейлу, эхоконференциям,
файловым эхоконференциям. Однако, если вы чувствуете, что способны
принести какую-то пользу fidonet (а об этом вы можете узнать из
отношения к вам в сети), вы можете получить узловой адрес и стать
полноправным членом fidonet. Hо помните: став оператором узла, вы и
никто другой будете нести ответственность перед сетью за свои
действия.

Если вы имеете адрес в сети Relcom, вы можете ознакомиться с fidonet,
подписавшись на межсетевые конференции, имеющие хождение в обеих
сетях. Hазвания межсетевых конференций начинаются с relcom.fido.* или
с fido7.*.

К сожалению, в этой статье вы не увидите ни одного телефона BBS,
через которые можно получить доступ к fidonet, поскольку у гибкости и
способности fidonet к самоорганизации есть обратная сторона - телефон
и режим работы каждого конкретного узла могут измениться в любое
время, оператор узла может закрыть BBS или вообще прекратить работу в
сети по каким-либо причинам, поэтому любой зафиксированный список
узлов сети или BBS достаточно быстро становится устаревшим.

Добро пожаловать в Fidonet!

Со времени возникновения Fidonet прошло уже более 10 лет; за это
время разорились и прекратили существование многие коммерческие сети,
а Fidonet продолжает развиваться, успешно реализуя потребность в
неформальном телекоммуникационном общении между пользователями
компьютеров, показывая, что сообщество людей, объединенных целью
общаться, всегда найдет способ это сделать, и оправдывая определение,
данное ей еще Томом Дженнингсом -- "сеть друзей". Все эти годы она
остается любительской сетью, строящейся усилиями всех ее участников
по принципу: требовать от кого-либо чего-либо по крайней мере
невежливо, можно просить, еще лучше -- сделать самому, и не только
для себя, но и для других. Если вам это нравится, и вы готовы тратить
свои силы, свободное время, и, возможно деньги на работу в сети --
добро пожаловать в Fidonet!

Об авторе

Борис Леонидович Палеев - специалист по телекоммуникациям,
программист.
Fidonet: 2:5020/113
Relcom: boris@inf.tccbrf.msk.su

Страница 1 2 | Предыдущая | Следующая

Украинская Баннерная Сеть

Главная  Алфавитный индекс  Справка  Добавить FAQ  E-mail
Новости  Поиск по сайту

© УкрFAQ 2007
Сайт создан в системе uCoz