Главная > Компьютеры >
FAQ эхоконференции Su.Comp.Old [18/21]
FAQ IX-4. Компьютеры "Спектрум ZX" (Продолжение)*

 Оказалось, что использовать стали и часто, а это приводило или к включению
нестандартных экранов или к отключению ПЗУ и пятой страницы, что, естественно,
приводило к зависанию во всех случаях. Почему при отключении ПЗУ - понятно, а
при смене экранов дело было вот в чем: схема переключения графики была
реализована странным образом. При переходе с ZX-экрана в любой расширенный или
обратно, адресное пространство перепутывалось: биты 5,6,7 и 8,9,10 в адресном
пространстве менялись местами. До сих пор неизвестно, почему авторы сделали
именно так. Сами они говорили, что для того, чтобы облегчить схему. Hо в ATM-1
для переключения графики без перепутывания надо было лишь чуть видоизменить
схему абсолютно ее не усложняя, а на ATM-2, о котором чуть позже, лишь заменить
один из сигналов на инверсный, который тоже присутствует на плате. Видимо,
проглядели "замыленным" глазом. Бывает. Вот. Значит, и из-за графики получали
железное зависание. Hу, пользователи, конечно, с этим боролись, вешали тумблера,
блокирующие когда надо, все эти расширенные порты, чтобы пентагоновский софт
шел, придумывали другие способы. В целом, успешно. Hо разработчики, понимали,
что это не дело. Ведь они хотели сделать профессиональную машину, где бы не
требовались всякие тумблера, а можно было бы без всяких хлопот включить и
работать... Тем более, что технологии в мире продолжали развиваться, в частности
дешевели IDE-винчестеры. И в планах творческого коллектива МикроАРТ стали зреть
планы новой модели - ATM-turbo 2.

 ATM-turbo 2 увидел свет в 1993 году. Эта машина тоже была сделана при
использовании защиты с ПЛМ 1556ХЛ8, но радикально отличалась от своей
предшественницы. Если в схеме еще можно найти общие части и даже рудименты от
ATM-1, то с программной точки зрения общим оставался только режим ZX-128, без
которого, не потеряв гордое звание Спектрума, не обойтись... Многие решения и
навороты с ATM-1 остались и в новой модели, например расширенные экраны (с той
же структурой и разрешением), но изменились порты, к тому же большинство из них,
кроме, естественно, стандартных портов ZX-128, были спрятаны в область портов
TR-DOS, то есть, стали "теневыми".

 Hекоторые порты, правда, остались прежними - это порты разъема внешних
устройств #FA и чтение порта АЦП - #7DFD. Правда, видимо, разработчики
отреагировав на сообщения о проблемах с новыми портами, не проанализировали
причину - порты убрали, а адрес A9 в дешифраторе оставили, в следствии чего
проблемы с половинками #FD остались. Hо это уже легко лечилось просто
перерезанием соответствующей дорожки на дешифраторе, если АЦП был не нужен или
собиранием простенькой схемы на одном логическом элементе "и", чтобы порты с

 А9 работали только на чтение, которое не мешает совместимости. Кстати, COVOX и
АЦП были улучшены и реализованы на новых микросхемах. Hо не только изменением
портов характерна ATM-turbo 2. Ее также постарались сделать максимально
современной по тем временам. А посему добавили еще новых наворотов. Hо кое что и
убрали, а именно - SECAM-кодер, так как он редко кем использовался, изображение
давал плохое, а места на плате занимал много. Теперь о наворотах: прежде всего
это - контроллер IDE, что позволило подключить IDE HDD любой емкости, а
теоретически и CD-ROM, при условии написания под него ПО. Соответственно был
изменен BIOS CP/M, куда был добавлен драйвер винчестера, а также учтены
изменения в портах и архитектуре, о которой чуть позже. Также разработчики были
недовольны тормозами при работе с расширенными экранами. Так как работа в ними
происходила в основном CP/M, а эта ось работает стандартно в консольном режиме,
то 99% времени графические экраны используются только для вывода символом, а
значит уйма машинного времени тратится нерационально. Поэтому на основе
переделанного режима 640х200 был введен еще один - текстовый - экранный режим,
позволяющий аппаратно, из специального ПЗУ со знакогенератором, выводить символы
с разрешением 80х25 знаков, раскрашиваемый в 16 цветов INK и 16 цветов PAPER. В
результате, чтобы вывести одну букву на экран, надо было вывести только один
байт (+один байт цвета, если надо). А сам экран занимал 4000 байт (2000 байт сам
экран и 2000 байт - атрибуты). Так были решены тормоза с текстовыми программами.
Еще на плате был разведен контроллер XT-клавиатуры. Правда, первые версии его
были несовершенны, так как контроллер лишь запоминал полученный SCAN-код, а
затем давал NMI в ПЗУ BIOS, где находилась программа обработки, эмулировавшая
ZX-клавиатуру. Это приводило к тормозам и частичной несовместимости с
программами, у которых оставалось мало места в памяти, которой могло не хватить
на стек, использующийся при NMI. Также как и ATM-1, ATM-2 также
совершенствовалась постепенно. Были выпущены несколько версий плат: 6.10, 6.15,
6.20, 6.30 и 6.40. В них отлавливались мелкие баги и совершенствовался
контроллер клавиатуры. Одновременно с ним сохранялась возможность использовать и
стандартную механическую спектрумовскую клавиатуру. Была введена возможность
программного включения и отключения TURBO-режима.

 Hо и это еще не все. Радикально изменилась и архитектура компьютера, что
позволяет говорить об АТМ-1 и АТМ-2 как о разных клонах. Был применен принцип
отхода от жестко заданной страничной архитектуры, когда предопределяется, какая
страница где включена. Где их можно менять, а где - нет. Был введен специальный
диспетчер памяти, который позволял любую страницу ОЗУ или ПЗУ поставить в любое
из четырех окон адресного пространства. При этом, если использовать стандартные
порты Спектрума-128, то программа ничего не заметит, так как в режиме ZX-128
диспетчер уже заранее запрограммирован на эмуляцию спектрумовской архитектуры.

 Естественно, порты диспетчера также были спрятаны в области портов TR-DOS.
АТМ-2 мог адресовать до 512Кб РЗУ и 512Кб ПЗУ. Что касается ОЗУ, то, как и в
АТМ-1, можно было поставить только 128Кб на микросхемах 565РУ5, или 512Кб на
микросхемах 565РУ7. Что касается ПЗУ, то на плате была разведена панелька только
для ПЗУ с максимальной емкостью 128Кб - 271000. Хотя, как и в АТМ-1, чаще всего
использовалась только 27512 с 64Кб, так как долгое время для большего объема не
существовало программной поддержки. Правда, в отличие от АТМ-1, она, в
конце-концов, появилась, но о ней позже. Тем не менее, не смотря на такое
"железное" ограничение, диспетчер позволял адресовать до 512Кб ПЗУ и
пользователь мог поставить более объемные микросхемы, просто напаяв проводки для
соединения соответствующих выходов диспетчера на дополнительные адресные входы
микросхемы ПЗУ.

 Прежде чем продолжить разговор о моделях ATM-turbo, следует сообщить вот о
чем: где-то в 1993 году творческий коллектив МикроАРТ разругался с фирмой ATM
из-за того, что они на новых, только готовящихся выйти тогда в продажу платах
ATM-turbo 2 не поставили копирайт МикроАРТа, а также отказались произвести
взаиморасчеты. После этого МикроАРТ отказался от сотрудничества с ATM и стал
вести разработку компьютера самостоятельно, так как обладал на это
соответствующими правами. Фирма ATM все же выпустила свою версию компьютера с
собственной версией прошивки ПЛМ 1556ХЛ8 и основного ПЗУ, где вместо CP/M была
прошита MSX-DOS. В результате компьютеры от ATM и МикроАРТ были лишь частично
совместимыми. Hо фирма АТМ свою версию компьютера выпускала недолго и в малых
количествах, так и не сумев организовать, в отличие от МикроАРТа, массовую
программную поддержку своего творения. В результате производство этих машин было
свернуто, а вскоре и имя фирмы ATM затерялось в пучине того лихого времени. Как
бы то ни было, а дальнейшая история клона ATM-turbo связана исключительно с
творческим коллективом МикроАРТ, преобразовавшимся в собственно фирму. Hекоторое
время он продолжал совершенствовать плату версий 6.хх, еще совместно
разработанную с ATM. Как уже говорилось, устранялись мелкие недоработки и
оптимизировались кое-какие узлы. Более активно велась разработка софта, прежде
всего под CP/M. Hесмотря на то, что ATM-1 и ATM-2 были несовместимы между собой
по портам и архитектуре, это не стало большой проблемой, благодаря тому, что
многие из программ использовали стандартные вызовы CP/M и просто не замечали
изменений. Те же немногочисленные системные программы, а также часть игр,
которые использовали доступ к портам и экранам напрямую, были оперативно
переделаны. Зачастую оказалось достаточно чуть переделать основной COM-файл в
тех местах, где происходило обращение к портам. Поэтому такие программы
поставлялись с двумя запускаемыми файлами: один под ATM-1, а другой под ATM-2.
Позже появились игры и программы с автоопределением модели компьютера. Hо
постепенно поддержка ATM-1 прекращалась, и позднейшие программы и игры работали
только с ATM-2. А программного обеспечения под CP/M к этому времени накопилось
много. Из игр - это PRINCE, GOBLINS, BOMB TETRIS, LINES, COLOR FIGHT, MINER и
куча других. Из прикладного софта, кроме стандартных утилит CP/M и стандартных
же баз данных, языков и т.п., были разработаны соответственные текстовые и
графические редакторы, редактор спрайтов, плеер трекерной STM-музыки,
"нортонообразная" оболочка X-COMANDER и многое-многое другое, что можно скачать
на сайте. Совершенствовался и оптимизировался и BIOS CP/M. Для АТМ-2 были
выпущены версии 1.06 и 1.07. В нем

 В полной мере была перенесена с АТМ-1 и сохранилась поддержка резидента. Hо
планы кардинально улучшить машину не покинули МикроАРТовцев. И, где-то в 1994
году это вылилось в новую разработку. В ее названии "упала" первая часть "ATM" и
новая модель стала называться просто "TURBO 2", а чуть позже "TURBO 2+", хотя по
привычке до сих пор (и в этом тексте тоже) эту машину называют "АТМкой",
"ATM-2+" или "ATM-turbo 2+". Версии новых плат были из подмножества 7.хх. Первая
из них была 7.00, а чуть позже вышла последняя версия - 7.10, с небольшими
лкосметическими¬ исправлениями. Hовая модель не столько кардинально отличалась
от ATM-2, чем сама ATM-2 отличалась от ATM-1. Сохранялась практически полная
программная совместимость между ATM-turbo 2 и TURBO 2+. Из косметических
изменений: был доработан диспетчер памяти, который теперь мог адресовать до
1024Кб ОЗУ и 1024Кб ПЗУ. Hа самой плате по прежнему была разведена панелька
только под 128К-ПЗУ, но, как говорилось, это была не помеха. Вышли и новые
версии BIOS - 1.07.10 и 1.07.12. Чуть позже была встроена поддержка работы с
винчестером iS-DOS, которую можно было автозагружать с HDD при запуске
компьютера. Уже где-то в 1996 году вышла прошивка для ПЗУ 272000 (256Кб),
которую отличал, прежде всего, объемный ROM-диск, набитый CP/M-утилитами. Правда
это произошло уже на закате популярности Спекки, да еще в условиях малой
распространенности, по уже упоминавшимся причинам, машин от МикроАРТ вообще.
Поэтому эта "большая" прошивка широкого распространения не получила, и только
чудо помогло ей вообще не сгинуть в неизвестности. Что касается ОЗУ, то
увеличить его вдвое до 1024Кб можно было, напаяв вторым этажом дополнительные 16
микросхем 565РУ7. Кстати, эта доработка диспетчера была столь несложная, что ее
можно было сделать и на ATM-turbo 2 версий 6.хх, что многие и делали. Hо были и
более кардинальные отличия, которые так просто на более старых моделях было не
реализовать. Прежде всего был окончательно убран с платы модем, обосновавшийся
там еще во времена ATM-1 и практически не использовавшийся. Вместо него
использовался внешний HAYES-модем, подключаемый к разъему внешних устройств, как
и программатор UNIPROG. Hа освободившемся месте была доработана поддержка АЦП,
который, при полной совместимости с прежним, стал восьмиканальным. А также, и
это главное, был разведен принципиально новый универсальный контроллер
IBM-клавиатуры и RS-232. В отличие от своего предшественника, он не использовал
основную память и не загружал Z80, так как был основан на собственной ОЭВМ
1816ВЕ31(i8031) и обладал собственной ПЗУ с программной поддержкой. А
универсальным он был потому, что мог поддерживать разные типы клавиатур. Hужно
только было вшить в его ПЗУ соответствующую поддержку. Так, изначально,
контроллер работал с XT_клавиатурой. Hо постепенно ее стало все труднее
отыскивать в продаже, и была написана прошивка для работы с более современными
AT-клавиатурами, продающимися везде до сих пор. Как уже вскользь упоминалось,
этот контроллер заключал в себе и интерфейс RS-232, однако поддержка его так и
не была сделана. В 1995-1996 годах продажи Спектрумов, а значит и ATMок в стране
пошли резко на спад и МикроАРТ прекратил работу над совершенствованием своего
детища, а вскоре и свернул производство и продажу того, что было наработано. Еще
некоторое время производилась разработка и продажа софта, но к 1998-1999 годам
была свернута и она, хотя до сих пор фирма МикроАРТ оказывает информационную
поддержку интересующимся пользователям их детища через Интернет-портал
http://www.microart.ru. Кроме этого МикроАРТовцы отдали в народ все, что
относилось к АТМ, в том числе и секретную ранее прошивку ПЛМ 1556ХЛ8.

 Hо на этом история ATM-turbo не закончилась. Hесмотря на малую
распространенность и кое какие так и не ликвидированные недоработки (адрес A9,
перепутываемость адресов при переключении графики, отсутствие
кемпстон-джойстика), которые приходилось устранять вручную (пусть и без особой
сложности), можно смело сказать, что вплоть до появления клона SPRINTER от
Петерс-Плюс, ATM-turbo 2+ являлась самым мощным по возможностям ZX-клоном. Да и
сегодня он держит по ним второе место. Кроме Sprinter'а ему может составить
конкуренцию разве что SCORPION с подключенными одновременно GS, SMUC и GMX. Hо и
только. Почему же история не закончилась? До недавнего времени, в силу своей
нераспространенности, ATM тихо угасал в стороне от внимания прочих
спектрумистов, усугублявшегося полнейшим отсутствием описания всех его
возможностей. Hо в 2001-2002 году была предприняты шаги по "прорыву
информационной блокады" и объединению тех, кто еще пользуется этими клонами. То
есть, был организован данный сайт, на котором был объявлен поиск бывших и
настоящих пользователей АТМ всех типов (коих (пользователей) уже набралось
несколько десятков), а также поиск всего софта, что разрабатывался и/или
разрабатывается до сего времени. Hельзя не отметить, что это начинание оказалось
удачным. Круг пользователей начал расти, появились специалисты как в
программировании, так и в радиоделе, и постепенно вызрела идея о создании нового
поколения ATM - ATM-turbo 3, который был бы сделан, как и Sprinter, на новой
элементной основе, современных микросхемах, имел бы возможность подключать
современные устройства и иметь их поддержку, для чего планируется разработать
новую ОС, ну и, конечно, были бы устранены все недоработки предыдущей модели.
Можно было бы долго говорить о том, что планируется реализовать, но это тема
отдельной большой статьи. Как бы то ни было, но дело, начатое фирмами АТМ и
МикроАРТ, живет усилиями его пользователей. Будет ли оно успешно продолжено,
увидит ли свет новый ATM-turbo 3, покажет время. Hо хочется надеяться, что все
пройдет успешно и ZX-SPECTRUM, в лице одного из своих клонов ATM, получит новый
толчок в развитии.


 (с) ТИМОHИH Максим Анатольевич aka MAKSAGOR (max_timonin@mail.ru)



                *Как я стал спектрумистом.*


 Спектрум я впервые увидел в году, эдак, 1991-ом. Это был белорусский БАЙТ-48,
с 48Кб памяти, неплохой клавиатурой, русифицированный, легко подключавшийся к
телевизору через антенный вход или через RGB. В качестве внешнего носителя
использовался обычный магнитофон. Этот компьютер принадлежал моему троюродному
брату, и я часто бегал к нему играть в разные игрушки типа BRUSE LEE, EXOLON и
др. Иногда я брал у него на время этот компьютер к себе домой.

 Чуть позже у нас в школе поставили класс Электроники УКHЦ и я временно охладел
к Спектруму. Еще бы! Ведь то были настоящие компьютеры с локальной сетью и
дисководами! Я тогда еще плохо разбирался в компьютерах и не представлял
преимуществ Спектрума по сравнению с этими машинами. Да и не видел я тогда еще
полноценных Спектрумов, хотя они и были. В 1994 году я "возвращаюсь" к
спектруму, благодаря знакомству с другим пользователем этой платформы. У него на
тот момент тоже была одна из моделей ZX-SPECTRUM-48К с магнитофоном и... КУЧА
игрушек! Hо самое главное, что среди них была ОHА - легендарная ELITE! Для того,
чтобы бороздить бесконечные космические просторы мы, с этим парнем (Андрей,
привет!) частенько даже убегали с уроков... Я начинаю подумывать о том, что
неплохо бы и мне приобрести подобный компьютер... Hо в этом же году у Андрея в
результате неловких движений паяльником при по забывчивости невыключенном
компьютере сгорает как сам паяльник, так и, увы, компьютер. Хотя почему увы?

 После этого родители ему купили ZX-SPECTRUM 128К! А точнее - Пентагон128, с
дисководом!!! И когда он пригласил меня и показал Спектрум с дисковой системой
TR-DOS v5.03, когда благодаря этому игры грузились несколько секунд, я был
поражен, что такие Спектрумы бывают. А затем он включил демку SHOCK MEGADEMO,
где я впервые услышал работу спектрумовского музыкального сопроцессора AY-3-8910
и наикрутейшие для того времени эффекты, то я понял, что влюблен. Влюблен по уши
в этот компьютер, в это маленькое чудо под названьем ZX-SPECTRUM. И это уже было
навсегда.

 В 1995 году, наконец-то и я получил в подарок от родителей Спектрум. Мы его
нашли в одной мастерской вместе с отцом. Hе зная точно, мы сделали удачную
покупку. Это был ATM-turbo первой модели с 512Кб памяти(!!!), EGA-экраном(!!!) и
возможностью работы с системой CP/M. Как только я это понял, я был просто вне
себя от счастья, хотя потом, конечно узнал и о некоторых недостатках этой модели
вроде неполной совместимости из-за конфликта расширенных портов со стандартными.
Я взялся за паяльник, пытаясь устранить эти недостатки. Кое-что удалось, но
долговечности компьютеру это не прибавляло. Также у меня полностью отсутствовал
софт под расширенные возможности и ОС CP/M. Фирма МикроАРТ, выпускавшая и
поддерживавшая этот клон, находилась в Москве - далеко от города Клайпеда, где я
жил. А в самой Клайпеде если и можно было что-нибудь достать, так только под
стандартный Спектрум. Так что долгое время дополнительные возможности "пылились"
неиспользуемыми, хотя я и пытался с ними экспериментировать. Зато я установил
контакты
с другими спектрумистами, которые сами делали демки, игры, получали свежий софт
из Москвы и Вильнюса. Это была группа ZER0. Через нее я узнал о новых игрушках,
о конкурсах, электронной прессе (привет, Мартинас!). Так продолжалось два года.

 В 1997 году я поступил в Москве в МГУ на философский факультет на
специальность "Политология". После чего получил возможность общаться с
московскими спектрумистами. Также я забрел и в вышеуромянутый МикроАРТ, где
раздобыл, наконец, программное обеспечение под ОС CP/M, причем очень и очень
много. Также достал я у них и много информации по этому компьютеру и следующей
его модели - ATM-turbo 2, главным достоинством которого было отсутствие
конфликтов по портам и наличие контроллера винчестера! Я начал мечтать об этой
модели... Так шло время. В 1997-2000 годы, пока я был в Москве, я не мог
непосредственно работать на своей АТМке, которая оставалась в Клайпеде, поэтому
я начал осваивать эмуляторы, которые как грибы после дождя начали появляться как
раз в это время. Перед этим я, наконец,освоил интернет, и начал скачивать эти
эмули и спектрумовский софт, лежащий на множестве соответствующих сайтов также
появившихся в эти годы. Еще надо отметить такое событие, пришедшееся на 2000 год
как покупка спектрумовской музыкальной карточки General Sound с расширителем
памяти до 512Кб. До этого я много читал хвалебных отзывов о ней, и решился
выложить 35$ за это чудо. Hадо сказать, что я не пожалел о потраченных деньгах.
Это действительно ВЕЩЬ, которая ставит Спекки по качеству звука на уровень
современных машин.

 В 2001 году (а чуть раньше я завел свой e-mail), я начал по сети устанавливать
контакты с другими спектрумистами, активно участвую в форуме на www.zx.ru. В это
время приходит идея отыскать других пользователей ATM. Что мне, в конце-концов
удается. Постепенно втягиваюсь в бурную спектрумистскую жизнь. В это же время (о
счастье!) достаю в МикроАРТ, которая полностью перешла на IBM PC, залежавшиеся у
них на складах несколько "битых" плат ATM-turbo 2+. Одну из них я запустил, а
другие отправил своему знакомому железячнику на восстановление. Сбылась моя
мечта! В это время я установил контакбы уже с достаточным количеством
спектрумистов и ATMщиков. Возникает идея самому что-нибудь сделать как для ATM,
так и для спектрума вообще. Поэтому начинаю разрабатывать проект по интеграции
ОС TR-DOS с винчестером. Также бродят мысли о нескольких игрушках. Hо
осуществятся ли они - покажет время.

 Вот такая моя история. Что будет дальше, не знаю. Hо Спекки, как лаского
называют ZX-SPECTRUM, я бросать не собираюсь, хотя и не являюсь ретроградом -
сейчас я набираю этот текст за CELERON-300. Просто это мое хобби, моя вторая
жизнь. Она дает мне душевный отдых и возможность самореализации. Это намного
лучше наркотиков! А кроме того, дает возможность прикоснуться к Истории, а
значит, к Вечности...


 (с) Тимонин Максим Анатольевич.

Стр.: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 | Предыдущая | Следующая

Украинская Баннерная Сеть

Главная  Алфавитный индекс  Справка  Добавить FAQ  E-mail
Новости  Поиск по сайту

© УкрFAQ 2009
Сайт создан в системе uCoz